Проба шульте внутри таб

проба шульте внутри таб

Вы когда-нибудь слышали о таблицах Шульте? Это удивительно простой, но в то же время эффективный инструмент для тренировки внимания и памяти. С помощью таблиц Шульте можно не только развить когнитивные способности, но и оценить текущий уровень внимания.

Что такое таблицы Шульте и зачем они нужны

Таблицы Шульте представляют собой графическое изображение поля с равными сторонами, поделенными на квадраты. В них случайным образом вписаны цифры от 1 до 25 (в классическом варианте таблица со сторонами 5х5).

Эта методика была разработана в конце XIX века немецким психиатром Вальтером Шульте для оценки устойчивости внимания, его концентрации и распределения.

Сегодня таблицы Шульте активно используются:

  • В образовании – для оценки и развития внимания и памяти у детей
  • В медицине – для диагностики когнитивных нарушений
  • В психологии – в рамках тестирования интеллектуальных способностей
  • Для самотестирования и тренировки устойчивости внимания

Упражнения по таблицам Шульте позволяют добиться ряда положительных эффектов:

  1. Развить навыки скорочтения
  2. Улучшить периферическое зрение
  3. Повысить концентрацию внимания
  4. Увеличить объем оперативной памяти

Таким образом, регулярные тренировки с использованием таблиц Шульте способны улучшить целый ряд важных когнитивных функций.

Как правильно работать с таблицами Шульте

Чтобы получить максимальную пользу от занятий по таблицам Шульте, важно придерживаться определенных правил.

Подготовка к тестированию

  • Выбрать тихое, спокойное место, где ничто не будет отвлекать
  • Сесть за стол так, чтобы таблица находилась на расстоянии вытянутой руки
  • Убедиться, что освещение достаточное и не создает бликов на таблице
  • Настроиться на максимальную концентрацию и отключить все отвлекающие факторы (телефон, лишние мысли и т.д.)

Непосредственная работа с таблицей

При выполнении задания по таблице Шульте важно:

  • Смотреть только на центр таблицы, не двигая глазами
  • Искать числа периферическим зрением
  • Называть найденные цифры вслух или фиксировать их карандашом
  • Двигаться от 1 до 25 (или от 25 к 1) без пропусков чисел

Обычно рекомендуют выполнять по 5 таблиц за одно занятие. Перерыв между таблицами должен составлять 1-2 минуты.

Интерпретация таблицы Шульте: анализ результатов

Для оценки эффективности работы с таблицами Шульте используются следующие основные показатели:

  1. Среднее время работы с одной таблицей
  2. Динамика изменения этого времени от таблицы к таблице
  3. Количество допущенных ошибок

Дополнительно могут рассчитываться:

  • Эффективность работы (ЭР)
  • Степень врабатываемости (ВР)
  • Психическая устойчивость (ПУ)

Давайте подробнее разберем каждый из этих показателей.

Среднее время работы

Основной параметр, который анализируется при работе с таблицами Шульте – это затраченное время. В норме здоровый человек тратит на нахождение всех чисел в одной стандартной таблице Шульте от 30 до 50 секунд.

При тестировании детей это время может быть выше и составлять 40-60 секунд на таблицу.

Если у человека среднее время работы с одной таблицей значительно выше нормы, это может указывать на проблемы с концентрацией внимания, объемом оперативной памяти.

Динамика времени работы

При анализе результатов по таблицам Шульте важно обратить внимание не только на общее среднее время, но и на то, как оно изменялось в процессе работы.

У здорового человека с хорошим уровнем внимания и памяти время, затрачиваемое на нахождение чисел в таблицах, должно оставаться примерно одинаковым от первой до пятой таблицы.

Если же наблюдается существенный разброс показателей или их увеличение к концу работы – это может говорить об истощаемости, снижении устойчивости внимания.

Количество ошибок

Помимо фиксации временных показателей, при работе с таблицами Шульте подсчитывается и количество допущенных ошибок – пропусков чисел, неправильной последовательности и т.п.

В норме человек должен находить все 25 чисел в таблице по порядку, без единой ошибки. Любые отклонения могут сигнализировать об отсутствии внимания или даже интеллектуальных нарушений.

Таблицы Шульте интерпретация результатов более глубоко

Для более детальной интерпретации таблицы Шульте и понимания состояния когнитивных функций человека используются дополнительные показатели.

Эффективность работы (ЭР)

Этот показатель учитывает общее время, затраченное на все 5 таблиц, и позволяет оценить общий уровень эффективности работы с учетом возрастной нормы:

Где Т1, Т2… Т5 – время работы с каждой из 5 таблиц.

Чем ниже полученное число в секундах, тем выше эффективность.

Степень врабатываемости (ВР)

Этот показатель отражает, насколько быстро человек включается в работу и достигает устойчивого уровня внимания и концентрации:

Где Т1 – время работы с первой таблицей.

Если ВР меньше 1 – это хороший уровень врабатываемости. Если больше 1 – человеку требуется больше времени на вхождение в задачу.

Психическая устойчивость (ПУ)

Данный показатель характеризует способность человека сохранять внимание и работоспособность, не снижая эффективности к концу тестирования:

Где Т4 – время на 4-ю таблицу.

Значение меньше 1 – хороший результат, больше 1 – снижение устойчивости к концу работы.

Таким образом, комплексный анализ всех показателей работы с таблицами Шульте дает достаточно полное представление об особенностях внимания, памяти и мышления человека.

Рекомендации по улучшению результатов

Если в ходе тестирования по таблицам Шульте были выявлены какие-то отклонения от нормы, это не повод для беспокойства. Существует ряд приемов и упражнений, позволяющих улучшить показатели концентрации внимания и устойчивости.

Тренировка периферического зрения

Один из ключевых навыков при работе с таблицей Шульте – умение распределять внимание и искать числа, не двигая глазами. Для тренировки периферического зрения рекомендуется:

  • Рассматривать предметы и текст, фиксируя взгляд на одной точке
  • Пересчитывать предметы в комнате, не поворачивая головы
  • Читать текст, не двигая глазами и ловя слова боковым зрением

Упражнения на концентрацию внимания

Хороший результат при работе с таблицами Шульте невозможен без умения концентрироваться. Помочь в этом могут:

  • Медитация
  • Дыхательные упражнения
  • Мысленные визуализации
  • Рисование узоров и мандал без отрыва руки

Тренировка оперативной памяти

Для увеличения объема кратковременной памяти, необходимой при работе с таблицами Шульте, полезно:

  • Заучивать последовательности чисел, букв, слов
  • Играть в игры, развивающие память (пазлы, “Кто ушел”, “Запомни картинку” и др)
  • Пересказывать прочитанный текст без заглядывания в него

Таблица шульте норма: адекватная оценка результатов

При интерпретации данных таблицы Шульте важно адекватно соотносить результаты конкретного человека с принятыми нормативами.

Нормы могут варьироваться в зависимости от:

  • Возраста
  • Пола
  • Уровня образования
  • Рода деятельности
  • Наличия заболеваний или травм головного мозга

Так, для школьников приемлемая норма может быть выше, чем для студентов или работающих взрослых людей.

Поэтому при оценке результатов тестирования по таблицам Шульте обязательно нужно ориентироваться на показатели, адекватные для данной возрастной и социальной группы.

Применение таблиц Шульте на практике

Кроме диагностики состояния когнитивных функций, таблицы Шульте могут применяться в качестве полезного инструмента для тренировки и развития:

  • У детей в рамках подготовки к школе и развития навыков чтения, письма
  • У подростков и студентов для улучшения запоминания и переработки информации
  • У взрослых, чья работа требует высокого уровня концентрации и объема оперативной памяти

Регулярные занятия с таблицами Шульте (10-15 минут 3 раза в неделю) позволят заметно улучшить память, внимание и скорость переработки информации.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *