Претензии к налоговой инспекции

Претензии к налоговой инспекции
28.01.2019

Налоговики всегда искали слабые места в налоговом планировании юридических лиц. На данный же момент уходят в небытие плановые выездные проверки — высокую собираемость налогов позволяет осуществить автоматизированный контроль.

Основной источник данных ФНС сегодня — автоматизированная система АИС «Налог-3». База федеральная, единая и в свободном доступе у всех налоговых инспекций фактически в онлайн-режиме. Данная система состоит из отдельных блоков. Одной из первых появилась подсистема государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Все документы, которые предприниматели представляют в регистрирующие органы, автоматически заносят в нее в отсканированном виде. При этом не имеет значения, в каком регионе юридический адрес компании — регистрационное дело может посмотреть любой налоговый инспектор из любой налоговой инспекции.

Следующая часть АИС Налог-3 — подсистема АСК НДС2, программный комплекс для контроля за уплатой НДС, которая постоянно обновляется. Например, сейчас, если программа выявляет расхождения по счетам-фактурам, она теперь сама без участия инспектора запрашивает банковскую выписку.

Новую подсистему контроля за расчетами ввели относительно недавно. Доступ к банковским выпискам предпринимателей имеется у всех налоговых инспекций на территории России без исключения, не важно по запросу какой конкретно налоговой инспекции банк ее предоставил. Данная подсистема неразрывно связана с АСК НДС-2.

Более того, некоторые операторы, осуществляющие услуги электронного документооборота предоставляют налоговым инспекциям свободный доступ к сведениям об IP-адресах. То есть налоговикам даже не требуется направлять им запрос. По IP-адресам инспекторы могут выявить взаимозависимость компаний и возможные схемы уклонения от уплаты налогов. Кроме информации налоговой службы и банков, в планах фискальных органов автоматизировать данные таможенной службы и правоохранительных органов. В 2019 году планируется запустить в работу систему отслеживания импортных товаров на территории государств-членов ЕАЭС Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия).

Какие чаще всего претензии предъявляют налоговые органы

Безусловно, лидируют обвинения в дроблении и связях с фирмами-однодневками. На сегодняшний день множество предприятий рискуют столкнуться с излишними доначислениями налогов при дроблении бизнеса. Более того использование специальных режимов в структуре группы автоматически обеспечивает повышенное недоверие и налоговый контроль.

Целью данного контроля является выявление признаков формального разделения бизнеса на мелкие организации с целью создания искусственных условий для применения специальных режимов. При выявлении признаков незаконной схемы, фискалы суммируют доходы по всей группе и автоматически доначисляют налоги по общему режиму налогообложения, так, как будто предприятия изначально его использовали.

Что делать добросовестным предпринимателям для обоснованности разделения своего бизнеса?

Дробление бизнеса, обоснованное разумными экономическими причинами, не связанными с минимизацией налогов, допустимо. Данный вывод был сделан Высшим арбитражным судом в 2013 и взят за основу арбитражной практики сегодня. Ключевыми с точки зрения деловой цели являются принципы экономической эффективности, территориального разделения или защиты собственности.

Компании могут быть разделены:

  • по региональному признаку,
  • видам деятельности (производство, торговля)
  • видам покупателей (опт, розница).
  • серьезным обоснованием будет деление бизнеса с целью его защиты в случае потери актива, например отзыва лицензии.

Рекомендуется показать самостоятельность всех участников бизнес процессов. Не важно, каким образом у вас построена структура бизнеса — разделение должно быть реальным, а компании полностью самостоятельны и независимы.

Основные принципы независимости, это:

  • Финансовая независимость:
  • Основной источник дохода — поступления от собственной коммерческой деятельности;
  • Финансирование от дружественных компаний — на минимальном уровне;
  • Все расходы — за счет собственных средств;
  • Доход остается внутри и не перечисляется взаимозависимым организациям;
  • Самостоятельность в принятии управленческих решений;
  • Собственный персонал и материально-техническая база;
  • Деловая активность с собственной клиентской базой;

Территориальная обособленность:

  • Отдельный офис, производственные и складские площади;
  • Адреса за каждой компанией должно быть закреплено отдельное помещение с самостоятельной уплатой всех арендных платежей.

Подтвердите факт реальной деятельности и отсутствие пересечений в производственных процессах.Рекомендуется, чтобы деятельность компаний дополняла друг друга, например, головная компания — это производство, а к нему отдельные юридические лица — торговля, логистика и транспорт, ремонт и обслуживание и прочее. Так же минимизируйте риски взаимозависимых сделок. Говоря о дроблении, нельзя не упомянуть внутригрупповые сделки. Они в налоговом планировании применяются довольно часто, но не всегда безопасно. Лучше если сделки между компаниями группы сведены к минимуму, носят эпизодический, а не постоянный характер. По тем внутригрупповым сделкам, которые есть, у организации должен существовать полноценный документооборот.

Как обжаловать решение налогового органа

Налогоплательщик может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Право обжаловать решения налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе или в суде, предусмотрено ст. 138 НК РФ. Следует иметь в виду, что обжаловать решение сразу в суде не получиться, необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, соответственно первоначально обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа, а так же документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговиков может включать несколько этапов.

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Сам по себе акт налоговой проверки не может привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, он лишь готовит налоговый орган к вынесению решения. В ответ на возражения налогоплательщику должны сообщить, где и когда они будут рассматриваться. Он может присутствовать при рассмотрении возражений, давать свои пояснения и представлять подтверждающие документы инспектору.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители). Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу Данная информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа. Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются. Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *