Надо ли заявление от сотрудника при смене фамилии
СНИЛС и как его заменить
Аббревиатура СНИЛС расшифровывается как страховой номер индивидуального лицевого счета. Определение этого термина дается в абз. 3 ст. 1 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ. СНИЛС — это уникальный номер, присваиваемый физическому лицу при его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Номер присваивается однократно и не изменяется на протяжении всей жизни. Поэтому замена СНИЛС (самого номера) никогда не производилась, даже при смене фамилии. Замене подлежало только страховое пенсионное свидетельство (зеленый ламинированный документ), которое содержало страховой номер.
С 01.04.2019 вступил в силу закон «О внесении изменений…» от 01.04.2019 № 48-ФЗ, которым были упразднены такие свидетельства. В ст. 7 данного закона указано, что ранее выданные свидетельства сохраняют свое действие и применяются наряду с новой формой документа. Но как поменять СНИЛС при смене фамилии? Сделать это не получится: новый ламинированный документ не выдадут, их больше не печатают. Однако уточненные сведения о смене фамилии в электронную государственную систему внести придется.
Действия при смене фамилии
Несмотря на отмену свидетельства СНИЛС, при смене фамилии все же потребуется проинформировать об этом Пенсионный фонд, поскольку Ф. И. О. в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 6 закона № 27-ФЗ указывается в общей части индивидуального страхового счета.
Обязанность гражданина проинформировать ПФР о смене фамилии путем направления соответствующего заявления закреплена в п. 2 ст. 14 указанного закона.
Но не обязательно заниматься этим самостоятельно. На основании п. 1 ст. 9 закона № 27-ФЗ можно сделать это через своего работодателя. В силу указанной нормы организации обязаны представлять в ПФР сведения о работниках, в том числе при изменении ряда сведений, включая смену фамилии, имени и/или отчества.
Как подтвердить СНИЛС
В соответствии с ч. 2 ст. 16 закона № 27-ФЗ с 01.04.2019 Пенсионный фонд информирует граждан о постановке или нахождении на страховом учете посредством нового документа. Его форма утверждена постановлением Правления ПФ от 13.06.2019 № 335п. Он именуется уведомлением о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Подробнее о данном документе читайте в нашем материале «Как получить новую форму АДИ-РЕГ вместо СНИЛС».
Согласно ч. 2 ст. 16 закона № 27-ФЗ получить такой документ можно как в форме электронного документа, так и на материальном носителе (в виде печатного документа).
Возможность получить печатный бланк также подтверждает Минтруд в своей информации «О выдаче страхового номера индивидуального лицевого счета в электронном виде».
Онлайн это можно сделать в личном кабинете на сайте ПФР следующим образом:
- Зайти на официальный сайт пенсионного ведомства.
- Перейти в личный кабинет гражданина (кнопка в левой части сайта).
- В разделе «Индивидуальный лицевой счет» выбрать «Подать заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства» (по состоянию на конец 2019 года этот сервис именуется по-старому).
- При необходимости пометить пункт о направлении уведомления на электронную почту.
- Нажать кнопку «Запросить».
Документ будет сформирован, его можно изучить на сайте, сохранить на компьютер или распечатать. Уведомление содержит собственно номер СНИЛС, Ф. И. О. зарегистрированного лица, его пол, дату и место рождения, а также дату регистрации в системе.
***
Таким образом, с 01.04.2019 отпала необходимость в замене страхового пенсионного свидетельства при смене фамилии в связи с отменой ламинированного документа. Однако необходимо сообщить об изменении персональных данных в ПФР для обновления информации на индивидуальном лицевом счете и получения уведомления о смене СНИЛС.
Еще больше полезной информации по теме — в рубрике «СНИЛС».