Уточнение кадастровых сведений земельного участка кто должен заниматься
Вынос точек земельного участка представляет собой процедуру, в ходе которой специалист определяет местоположение объекта на местности по данным кадастрового учета. Таким образом, если межевание не проведено, то и вынести границы надела невозможно.
Межеванием вправе заниматься только кадастровый инженер, который имеет соответствующую специализацию, уровень образования и является членом саморегулируемой организации.
Межевой план составляют по заданию заказчика на платной основе. После подготовке документа, границы согласовывают с соседями. Завершающий этап – регистрация уточнений или нового земельного участка в Росреестре.
Вынести границы может не только кадастровый инженер, но и геодезист. Также, если геометрическая форма надела не сложная, то провести рассматриваемые работы собственник участка вправе самостоятельно.
Надо отметить, что требования к точности и методам определения координат характерных точек ЗУ раньше были утверждены Приказом Минэкономразвития №90 от 2016 года. Сейчас же при выполнении кадастровых работ инженер обязан руководствоваться Приказом Росреестра № П/0393 от 2020 года.
- Как выглядит акт согласования: форма и содержание
- Кто может снять с кадастрового учета объект недвижимости?
- Когда местная администрация может снять с учета объект недвижимости
- Подготовка специальных документов для снятия объекта с кадастрового учета Росреестра
- Межевой план
- Технический план
- Акт обследования
- Изменение характеристик земельного участка
- Что нужно для проведения процедуры
- Кто может проводить уточнение границ
- Как снять дом с кадастрового учета – нюансы
- Кто осуществляет процедуру уточнения границ?
- Характеристика земельного участка
- Основания проведения уточнения площади земельного участка
- Судебные споры о смежных границах
- Причины возникновения судебных споров
- Первичное доказывание границ
- Решение судебных споров
- Алгоритм снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости
- Зачем может потребоваться уточнять границы ЗУ
- Когда нужно уточнить границы земельного участка
- Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости – основания
- В каких случаях смена ВРИ земельного участка невозможна
- Что делать, чтобы уточнить границы
- Подготовка
- Выезд специалиста
- Обработка результатов
- Передача документов в Росреестр
- Определение основных характеристик земельного участка
- Получение условно разрешенного вида использования земельного участка
- Как доказать границы своего участка
- В каких случаях не требуется согласование границ
- Что делать, если соседи не подписывают акт
- Как происходит уточнение границ и площади:
- Можно ли изменить вид разрешенного использования
- Что понимают под снятием с государственного кадастрового учета объекта недвижимости?
- Заявление о снятии объекта с кадастрового учета Росреестра
- Срок снятия с кадастрового учета объекта недвижимости
- Перечень оснований для уточнения
Как выглядит акт согласования: форма и содержание
По закону, согласие соседей с установленными границами при межевании оформляют в виде акта, который составляют на обороте листа графической части МП.
Если процедура проводится на общем собрании, то акт оформляют в традиционной форме, на бумажном носителе.
Действующим российским законодательством допускается изготовление документа в электронном виде, если согласование проводится в индивидуальном порядке онлайн. В таком случае все участники должны подписывать документ усиленной квалифицированной подписью.
Содержание акта согласования
Наименование
В данном случае – акт согласования.
Данные кадастра
Номер или адрес участка; то, как обозначены части границ, горизонтального проложения линий и пр.
Данные кадастра смежных участков
В частности, прописывают кадастровые номера всех смежно расположенных участков.
Данные об участниках согласования
ФИО, паспортные данные или реквизиты документа, подтверждающие полномочия представителя участника голосования.
Если участники процедуры согласны с межеванием, то они проставляют свою подпись на акте, в соответствующей графе, если нет, то они вносят соответствующую отметку о возражениях.
Кто может снять с кадастрового учета объект недвижимости?
Обратиться за снятием объекта с кадастрового учета в Росреестр могут физические лица (то есть обычные граждане), организации и индивидуальные предприниматели, которые обладают определенными правами на объект или на новые недвижимые объекты, которые возникли в результате действий с исходным объектом недвижимости.
Так, если из исходного земельного участка (например, при его разделе) образовали 3 новых участка, в Росреестр нужно обратиться собственнику исходного земельного участка. По его заявлению исходный участок снимут с кадастрового учета и прекратят права на него, а также одновременно поставят на учет новые участки и зарегистрируют права на них (ст. 15 Закона).
Если объект недвижимости (например, здание или сооружение) прекратил существовать, заявление о снятии его с учета могут подать:
- собственник объекта недвижимости,
- наследник собственника – гражданина, который принял наследство,
- собственник земельного участка, на котором находились здание, сооружение – если компания – собственник здания, сооружения ликвидирована или если гражданин – собственник здания, сооружения умер, и у него нет наследников.
Когда местная администрация может снять с учета объект недвижимости
В некоторых случаях недвижимый объект могут снять с кадастрового учета по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления. Например, в ситуации, когда здание или сооружение прекратили существовать, а собственник таких объектов и участка, на котором они располагались, ликвидирован (для компании) или умер и не имеет наследников (для гражданина).
Еще один пример – когда здание, сооружение, расположенные в них помещения, машино-места, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс перестали существовать из-за боевых действий и (или) чрезвычайной ситуации. В таких случаях объект снимают с учета по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления и на основании документов, прилагаемых к такому заявлению. Среди них – письменное согласие собственника объекта недвижимости на осуществление госрегистрации прекращения права на этот объект (ст. 15 Закона).
Есть вариант, когда объект недвижимости снимает с кадастрового учета сам орган регистрации прав – Росреестр. Это касается, например, ранее учтенных (до 1 марта 2008 года) земельных участков, для которых в ЕГРН не значится правообладатель, и частей помещений (статья 70 Закона).
Подготовка специальных документов для снятия объекта с кадастрового учета Росреестра
В зависимости от того, какой именно объект недвижимости надо снять с кадастрового учета и в связи с какими обстоятельствами, вам может понадобиться:
- межевой план,
- технический план,
- акт обследования.
За составлением этих документов нужно заранее обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, который надо снять с учета, и оформит необходимый документ.
Кадастровый инженер готовит все названные документы в электронной форме и подписывает их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Именно так их и надо представлять в Росреестр для снятия объекта с кадастрового учета вместе с заявлением и другими документами.
Этого можно не делать, если кадастровый инженер, воспользовавшись личным кабинетом на сайте Росреестра (http://www.rosreestr.gov.ru/), заранее поместил межевой план, технический план или акт обследования на временное платное хранение в электронное хранилище. В этом случае документу присвоят идентифицирующий номер. И заявителю достаточно будет указать такой номер в заявлении о снятии объекта с кадастрового учета – представлять сам межевой план, технический план или акт обследования не надо (статьи 14, 20, 21 Закона).
Межевой план
Этот документ составляют только в отношении земельных участков.
Он обязательно потребуется для снятия с кадастрового учета участка, который был разделен или перераспределен так, что вместо него образуется один или несколько земельных участков. Сведения обо всех образуемых участках будут значиться в межевом плане.
Основные требования к его составлению обозначены в статье 22 Закона. Форму межевого плана смотрите в Приложении N 1 к Приказу Росреестра от 14.12.2021 N П/0592, а требования к подготовке межевого плана и состав сведений, которые в него включаются, – в Приложении N 2 к тому же Приказу.
Технический план
Его составляют в отношении зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса, а также в отношении части зданий, сооружений, помещений, единого недвижимого комплекса (статья 24 Закона).
Технический план оформляют в виде одного документа, когда объект недвижимости преобразуется, и в результате образуются другие объекты недвижимости. Также технический план составляют, когда достроен объект незавершенного строительства.
Форма технического плана официально утверждена в приложении N 1 к Приказу Росреестра от 15.03.2022 N П/0082. А Требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений определены в приложении N 2 к тому же Приказу Росреестра.
Акт обследования
Этот документ составляют в отношении следующих объектов недвижимости: здание, сооружение, помещение, машино-место или объект незавершенного строительства – при условии, что в материальном воплощении их больше не существует (ст. 23 Закона).
Акт обследования подтверждает, что:
- здание, сооружение или объект незавершенного строительства больше не существует из-за его гибели или уничтожения,
- помещение и машино-место прекратили существовать из-за гибели или уничтожения здания или сооружения (или их части), в которых располагалось это помещение и машино-место.
Форма и состав сведений акта обследования приведены в приложении N 1 к Приказу Росреестра от 24.05.2021 N П/0217, а Требования к его подготовке – в приложении N 2 к тому же Приказу.
По договору подряда, который заказчик оформляет с кадастровым инженером, акт обследования можно получить также в форме бумажного документа – тогда на нем ставится подпись и печать кадастрового инженера.
Изменение характеристик земельного участка
Изменение характеристик участка происходит в результате выполнения кадастровых работ и последующего кадастрового учета. Самыми распространенными случаями изменения характеристик являются уточнение границ и площади земельного участка, категории и вида разрешенного пользования землей.
Оспаривание установленных характеристик происходит в судебном порядке и чаще всего используется в случаях уточнения границ смежных участков и изменения кадастровой стоимости земли. Решение судебного органа, которым изменены характеристики участка, является обязательным для исполнения и реализуется путем внесения изменений в сведения кадастрового учета.
Что нужно для проведения процедуры
Чтобы эксперт службы кадастра смог провести необходимые работы по уточнению границ земельного участка, заказчикам предварительно нужно подготовить следующий перечень документов:
-
свидетельство, подтверждающее право владения объектом;
-
актуальная выписка из Росреестра (если она есть);
-
план застройки и расположения построек на территории;
-
копия проекта межевания;
-
копия документа, удостоверяющего личность заявителя (собственника).
Чтобы получить проект межевания, требуется обратиться в местные органы исполнительной власти. Именно данное ведомство занимается выдачей разрешений на право пользования землей с целью ее застройки или дальнейшего развития. Если территория выделена владельцу в рамках земель, принадлежащих дачному кооперативу или садовому товариществу, то для получения копии документа нужно обращаться в управление соответствующих организаций.
Кадастровые инженеры требуют план застройки для того, чтобы понимать расположение построек относительно уточненных границ участка. Если строения будут находиться слишком близко к крайним точкам площадки, то может возникнуть необходимость в переносе построек.
Кто может проводить уточнение границ
Уточнение местоположения границ земельного участка проводится по заявительному принципу. В качестве инициатора процедуры могут выступать любые заинтересованные лица. Обычно это:
-
владельцы собственности;
-
лица, арендующие площади на длительный срок;
-
физические и юридические лица, которые владеют правом бессрочного пользования наделом;
-
собственники, за которыми закреплено право пожизненного использования земли в рамках наследования имущества.
Чтобы запустить процедуру, владельцам необходимо подтвердить право собственности, представив соответствующие документы.
Но в законе существует оговорка, касающаяся проведения кадастровых работ. Эксперт может отказать в выполнении операций, если заказчик представит документы неполным комплектом либо в рамках ознакомления с бумагами будут установлены неточности или недостоверные сведения.
ВАЖНО! Перечень документации зависит от особенностей конкретной ситуации. Поэтому рекомендуется до начала работ воспользоваться консультацией экспертов службы кадастра и уточнить, какие документы нужны для запуска процедуры. Инженеры также подробно расскажут, где можно взять требуемые справки и помогут оформить недостающие бумаги (услуга обычно предоставляется за дополнительную плату).
Как снять дом с кадастрового учета – нюансы
Итак, с вопросом, можно ли снять дом с кадастрового учета, мы уже разобрались – делать это разрешается.
Воспользуйтесь алгоритмом, который мы привели выше, если вас интересуют следующие ситуации:
- как снять с кадастрового учета разрушенный дом,
- как снять с кадастрового учета снесенный дом,
- дом сгорел – как снять с кадастрового учета.
Обратим внимание: во всех указанных случаях среди прочих документов вам надо представить акт обследования, который подтвердит гибель (уничтожение, снос) дома.
Иногда можно снять дом с кадастрового учета без сноса. Например, если вам удалось преобразовать (реконструировать, разделить) его так, что вместо прежнего одного дома образовалось два отдельных.
В таком случае “старый” дом снимается с кадастрового учета, производится госрегистрация прекращения прав на него (если права были зарегистрированы) – здесь вам потребуется представить в Росреестр технический план. Одновременно новые дома ставятся на кадастровый учет, и на них регистрируются права заявителя.
Кто осуществляет процедуру уточнения границ?
Осуществлением кадастровой деятельности и конкретных кадастровых работ занимаются кадастровые инженеры, обладающие квалификационным аттестатом.
Кадастровые инженеры также должны состоять членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) в сфере кадастровой деятельности.
Форма осуществления кадастровой деятельности выбирается каждым инженером самостоятельно:
- Работа в качестве индивидуального предпринимателя.
- Работа в качестве инженера юридического лица.
Так как все кадастровые инженеры должны состоять в СРО (как предприниматели или в составе штата юридического лица), клиент может выбрать конкретного инженера для выполнения работ по уточнению площади участка исходя из сведений реестра СРО. Выбор инженера может осуществляться с учетом его деловой репутации на рынке кадастровых работ, опытом деятельности, а также отзывов о конкретно выполненных работах от предыдущих клиентов.
Характеристика земельного участка
Индивидуализация земельного участка, как объекта недвижимости, невозможна без описания его характеристик. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня характеристик земли, однако анализ нормативных актов позволяет классифицировать характеристики следующим образом:
- 1) Физические (технические);
- 2) Характеристика правового статуса земельного участка;
- 3) Экономические;
- 4) Дополнительные.
Характеристики земельного участка используются для его описания в процессе кадастрового учета и внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости. Данные о характеристиках, наличие которых является обязательным условием для постановки участка на кадастровый учет и присвоения ему уникального кадастрового номера, содержатся в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также в иных подзаконных актах.
Основания проведения уточнения площади земельного участка
При определении координат местоположения границ участка правообладатели нередко сталкиваются с ситуацией, когда фактическая площадь участка не соответствует нормативной, сведения о которой содержаться в государственном реестре и в правоустанавливающих документах.
Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 03.07.3016 года) определено, что важнейшими характеристиками земельных участков являются местоположение границ и его площадь. Именно границы и площадь участка позволяют индивидуализировать конкретный участок в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.
Таким образом, основанием для проведения процедуры уточнения площади участка будет являться указанное несоответствие фактических и нормативных границ и площади земельного участка.
Судебные споры о смежных границах
Смежные границы между земельными участками могут стать причиной споров между соседями или другими заинтересованными сторонами. В таких случаях судебные разбирательства могут стать необходимыми для разрешения конфликта. В судах рассматриваются дела о смежных границах с целью установления правомерных размеров участков и определения возможности изменения границ.
Причины возникновения судебных споров
- Несогласие сторон по поводу межевания и установления границ напрямую;
- Некорректные документы на участок с противоречиями и неясностями в отношении границ;
- Изменение состояния участка, например, под действием природных факторов;
- Претензии наследников к распределению земельных участков.
Первичное доказывание границ
При рассмотрении судебных споров о смежных границах суды руководствуются установленным порядком установления и определения границ. В первую очередь, отдается предпочтение актам межевания и государственной геодезической съемки. В случае отсутствия таких документов или их недостоверности, суды могут принимать во внимание и другие доказательства — свидетельские показания, фото- и видеодоказательства, результаты экспертизы и т.д.
Решение судебных споров
В результате рассмотрения судебных споров о смежных границах, суд выносит решение, определяющее правомерные границы участка и устанавливающее обязанности сторон по их соблюдению. Решение суда является обязательным для всех сторон конфликта и должно быть выполнено в установленный срок. В случае невыполнения решения суда, оно может быть приведено в исполнение принудительно.
Судебные споры о смежных границах могут быть сложными и требовать комплексного рассмотрения фактов и доказательств. При возникновении таких споров, сторонам рекомендуется обратиться к юристам или специалистам в сфере земельного права для получения квалифицированной помощи и защиты своих интересов.
Алгоритм снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости
Давайте пошагово разберем, как снять землю (участок), здание, помещение (нежилое помещение), дом, гараж, линейный объект с кадастрового учета. Для этого нужно:
- решить, в какой форме вы будете подавать документы – в бумажной или электронной,
- оформить с помощью кадастрового инженера специальные документы – межевой план, технический план, акт обследования (в зависимости от вида недвижимого объекта, который снимается с учета, и причин снятия с учета),
- собрать другие необходимые документы, которые нужны для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости,
- заполнить и подписать заявление (если вы подаете заявление лично, оформить его поможет специалист ППК “Роскадастр” или МФЦ),
- передать бумажные документы в Росреестр (непосредственно или через МФЦ) или направить их электронно, получить расписку или уведомление о приеме документов,
- дождаться решения Росреестра о снятии объекта с кадастрового учета,
- получить документ, который подтверждает снятие с кадастрового учета земельного участка или другого недвижимого объекта – это будет выписка из ЕГРН.
А теперь остановимся на каждом шаге этого алгоритма подробнее.
Зачем может потребоваться уточнять границы ЗУ
Правильное определение рубежей участка становится для землевладельца что-то вроде защиты от возможных юридических проблем с землей. Например, это поможет выиграть спор с соседом, который при самовольном строительстве «захватил» часть вашей территории. В таком случае доказательством послужит выписка из ЕГРН с указанием данных о границах участка.
Согласно Федеральному закону № 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка требуется, если координаты точек границ не зафиксированы в ЕГРН или при их внесении были допущены ошибки. При указании неправильной площади будет неверно рассчитан размер земельного налога, причем далеко не всегда в выгодную для собственника земли сторону.
Без установленных границ будет сложно совершать какие-либо операции с участком. Например, вряд ли найдется покупатель, согласившийся приобрести землю, у которой нет четких рубежей. Разделить ЗУ также не получится — документально оформить раздел территории при отсутствии сведений о межевании невозможно. Так, уточнение местоположения границ земельного участка — единственный способ вернуть возможность самостоятельно распоряжаться владением.
Когда нужно уточнить границы земельного участка
Установление границ земельного участка в судебном порядке и в других ситуациях по Вашей инициативе проводится при следующих обстоятельствах:
- При разногласиях между вами, как собственником землевладения, и владельцами соседних участков относительно точности прохождения границы.
- В случае незаконного строительства, частично или полностью находящегося на вашем участке.
- Если у вас возникают проблемы с поиском покупателя или продажей участка без четко определенной границы.
- Если в базе ЕГРН содержатся неточные сведения о недвижимом объекте, например, неверно указана фактически используемая площадь.
- Вам необходимо разделить участок при отчуждении доли, вступлении в наследство нескольких наследников или разделе имущества между разведенными супругами.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости – основания
Предлагаем сначала разобраться с основаниями, по которым с учета снимают любой объект недвижимости – здания, сооружения, жилые и садовые дома, нежилые помещения, квартиры и т.д., кроме земельных участков. О снятии с кадастрового учета участков подробнее поговорим дальше.
Статья по теме:Узнайте, что такое кадастровый учет.Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это процедура, внесения в единый государственный реестр данных об объекте недвижимости с его техническими характеристиками.Подробнее
Итак, любой недвижимый объект (кроме земельного участка) надо снять с кадастрового учета, если он:
- Прекратил существование, то есть погиб или уничтожен – это, например, ситуация, когда снесен гараж, сгорел садовый дом, разрушился жилой дом. В этом случае недвижимости как объекта материального мира уже нет, и никакого нового объекта вместо утраченного тоже нет. Когда речь идет о погибшем (уничтоженном) здании или сооружении, с учета также придется снять все помещения и машино-места в нем, а также прекратить права на эти помещения и машино-места, если такие права были зарегистрированы в ЕГРН (ст. 40 Закона).
- Преобразован, то есть вместо исходного объекта возникает несколько новых объектов (или вместо нескольких исходных объектов возникает один новый объект). Преобразование возможно при разделе объекта недвижимости, объединении объектов недвижимости, перепланировке помещений, изменении границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменении границ смежных машино-мест. Например, когда два нежилых помещения на первом этаже многоквартирного дома объединены в одно или когда цельный жилой дом разделен на два отдельных.
- Кроме того, можно снять с кадастрового учета часть здания, сооружения, помещения, которую ставили на учет для оформления ограничения (обременения) прав на нее. Например, если часть нежилого помещения сдавали в аренду или субаренду. В этом случае, если в ЕГРН не значатся такие ограничения (обременения), достаточно просто снять часть объекта с учета. А если ограничения (обременения), наоборот, зарегистрированы, следует подать заявление о госрегистрации их прекращения: тогда часть объекта снимут с кадастрового учета автоматически (статьи 14, 44 Закона).
В каких случаях смена ВРИ земельного участка невозможна
В процессе изучения вопроса, как поменять вид разрешенного использования земельного участка, нужно разобраться и в том, когда это сделать не получится. Изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно в нескольких случаях.
- Изменить ВРИ хочет арендатор земли, которая находится в государственной (либо муниципальной) собственности и была сдана в аренду по результатам торгов.
- Участок предоставлялся в аренду для занятия конкретными видами деятельности.
- Нормы градостроительного регламента и ПЗЗ не допускают использование участка в целях, которые интересуют заявителя.
- Участок был предоставлен без торгов, но с условием производства товаров в рамках госпрограммы импортозамещения.
Поменять вид разрешенного использования земли не получится и в случае, если действие градостроительного регламента не распространяется на территорию, к которой отнесен участок. Также отказ со стороны уполномоченных органов последует, если у заявителя, интересующегося, как изменить ВРИ земельного участка и решившего реализовать свое право на внесение изменений, отсутствуют документы из обязательного списка (либо часть документов устарела). Заменять ВРИ проблематично и в ситуации, когда назначение земли явно противоречит назначению построенным на ней зданиям.
Что делать, чтобы уточнить границы
Процедуре определения границ подлежат все территории со статусом «ранее учтенный». Такой термин применяется для всех наделов, стоящих на учете — они имеют кадастровый номер, но не имеют установленных рубежей. В данном случае кадастровый инженер может действовать на основании заявления собственника земли, требований со стороны муниципалитета, решения судьи (при начале спора). Рассмотрим порядок уточнения границ земельного участка.
Подготовка
Прежде всего, необходимо заключить договор с геодезической компанией для уточнения границ земельного участка. Закон № 221-ФЗ гласит, что проводить кадастровые работы вправе только специалист, который состоит в СРО кадастровых инженеров. Также перед заключением договора следует проверить наличие у работника действующей лицензии, ведь от этого будет зависеть законность составленного межевого плана. Недействительный документ Росреестр не примет.
Для уточнения границ земельного участка понадобится собрать соответствующие документы. К ним относятся свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН, кадастровый план (при наличии), данные по смежным территориям. Перед началом работ специалист внимательно изучает каждый документ, и если все в порядке, назначает дату проведения мероприятия.
Выезд специалиста
При проведении полевых работ инженер выполняет нужные замеры и устанавливает межевые знаки. Для составления межевого плана фиксируются координаты поворотных точек, а также номера установленных на местности знаков. Далее специалист составляет акт согласования границ — опрашивает всех собственников смежных ЗУ, согласны ли они с результатами. В качестве подтверждения каждый из соседей должен поставить подпись в документе.
Обработка результатов
Результаты кадастровых работ подробно описываются в межевом плане, состоящем из двух частей — текстовой и графической (таблицы, схемы). В нем кадастровый инженер указывает перечень документов, которые он учитывал при определении рубежей конкретного участка. По завершении межевания землевладелец может запросить готовый план в Росреестре, причем как в бумажном, так и в электронном виде. Для последнего варианта нужна усиленная ЭЦП.
Передача документов в Росреестр
Подать межевой план и акт согласования можно лично — через подразделение регистрационной палаты или многофункциональный центр (МФЦ). Удобнее всего загрузить документы на портале Росреестра. Для этого потребуется отсканировать документы и оформить ЭЦП. При принятии положительного решения новые параметры границ вносятся в ЕГРН, а собственник земельного участка получает на руки официальный акт. В случае отказа устанавливаются сроки для устранения ошибок.
Определение основных характеристик земельного участка
Обязательные характеристики земельного участка определяются в ходе проведения кадастровых работ. Кадастровые работы заключаются в осуществлении конкретных действий, направленных на описание и индивидуализацию земельных участков, сопровождающихся присвоением каждому участку особых, уникальных признаков, отличающих его от других территорий и земель.
Итогом выполнения кадастровых работ является:
- 1) Изготовление межевого плана на участок, который включает в себя как топографическое изображение на карте-схеме, так и детальное описание физических (технических) характеристик.
- 2) Осуществление кадастрового учета, в ходе которого обязательные характеристики участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости.
- 3) Присвоение уникального кадастрового номера.
Получение условно разрешенного вида использования земельного участка
Любое лицо, обладающее законными правами на участок земли, такие как гражданин, предприятие, организация или должностное лицо из администрации населенного пункта, имеет возможность обратиться за разрешением на условно разрешенное использование. Алгоритм процедуры включает несколько общих этапов:
- Заинтересованный правообладатель подает заявление в Комиссию по землепользованию и застройке, работающую при органе местного самоуправления. Документы можно подать как лично, так и онлайн. В последнем случае они должны быть заверены электронной цифровой подписью.
- Администрация организует проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, предварительно оповещая об этом на сайте администрации и в официальных СМИ не менее чем за месяц до мероприятия.
- На этих встречах рассматривается вопрос о возможности предоставления собственнику разрешения на новый ВРИ, а также оценивается потенциальное воздействие данной деятельности на окружающую среду и интересы третьих лиц.
- По итогам проведенных мероприятий составляется заключение, и Комиссия подготавливает рекомендации о выдаче разрешения либо об отказе в его выдаче.
- После обсуждения решение с рекомендациями направляется главе местного самоуправления. В течение 3 дней с момента получения рекомендаций руководитель принимает решение о предоставлении разрешения на запланированную деятельность или обоснованном отказе.
- Обновленная информация передается в Росреестр в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Через 10 дней правообладатель может обратиться за выпиской из ЕГРН. За это время в нее будет внесен условно разрешенный вид использования.
Как правило, разрешение на УРВИ выдается не навсегда, а на определенный срок. Оно предоставляется без привязки к правообладателю, поэтому если в течение указанного срока произойдет смена правообладателя, оформлять новое разрешение не потребуется.
В заключение стоит отметить, что получение разрешения на условно разрешенное использование земли является сложной и трудоемкой процедурой с непредсказуемым результатом. Попытка легализации самостроя, возведенного с нарушением правил землепользования, через получение такого разрешения после факта строительства, не является оптимальным решением. В судебной практике имеется значительное количество случаев, когда подобные разбирательства завершаются отказом в удовлетворении исковых требований.
Во избежание проблем с контролирующими органами лучше своевременно позаботиться об оформлении нужного ВРИ, обратившись за помощью к профессионалам. Эксперты компании Help Development помогут получить необходимые согласования быстро, с минимальным участием клиента и с гарантией положительного результата. Мы успешно решаем даже самые сложные вопросы, связанные с установлением и изменением ВРИ земельных участков в Москве и Московской области, а если возникают непреодолимые препятствия, возвращаем всю сумму гонорара.
Как доказать границы своего участка
Если у собственника не имеется кадастрового паспорта или межевого плана, то для уточнения границ конкретной площадки применяется иной алгоритм действий. В такой ситуации предстоит:
-
собрать исходные сведения о территории и подготовить ряд документов, доказывающих право владения объектом;
-
обратиться в надежную компанию, которая занимается геодезическими работами;
-
обеспечить выезд специалиста по геодезии и картографии на объект для осмотра территории;
-
согласовать объем мероприятий с выбранным экспертом и подписать договор о заказе услуг межевания;
-
создать необходимые условия для эксперта для проведения межевания на объекте;
-
проанализировать и систематизировать полученные в рамках выездных мероприятий сведения;
-
согласовать предварительную карту территории;
-
подготовить межевой план и передать его для регистрации в территориальное отделение Росреестра.
От собственника требуется собрать как можно больше сведений о принадлежащей ему недвижимости и ранее установленных границах. Это может быть технический план возведенных на площади строений, где имеются указания на координаты их расположения, или иные бумаги.
ВАЖНО! Для уточнения границ определенных территорий и подготовки межевого плана необходимо, чтобы все собственники смежных участков дали согласие на проведение подобной процедуры. Если хотя бы один владелец соседних площадей не согласится, то придется решать разногласия в судебном порядке.
При отсутствии разногласий со стороны заинтересованных лиц кадастровый инженер подготавливает план межевания. В соответствии с положениями п. 5 ст. 22 федерального закона о регистрации недвижимости документ разделяется на две части:
-
в графической части представляются планы (схемы) территории, на которых отмечаются новые границы и обозначаются места для прохода или проезда через площадку при наличии публичного сервитута;
-
в текстовой части приводится подробное описание выполненных работ, даются обоснования для назначения новых границ земельного участка.
Прежде чем передавать документ на утверждение и регистрацию, все заинтересованные лица должны подписать акт согласования новых крайних точек надела. Кадастровый орган в рамках рассмотрения документа может запрашивать дополнительные сведения из архива и других источников, чтобы проверить подлинность полученных бумаг и исключить возможные ошибки. Если по результатам рассмотрения регистрирующий орган выносит отказ, то обязательно указывает причины принятия такого решения. После исправления неточностей и ошибок можно подавать документы повторно.
В каких случаях не требуется согласование границ
Если следовать положениям ст. 39 кадастрового закона, то уточнять и согласовывать местоположение наделов нужно только в том случае, если они граничат с другими участками и являются по отношению к ним смежными. Такое правило не распространяется на площади, которые соседствуют с землей вообще.
Иными словами, если собственность располагается на территории, не граничащей с другими объектами, поставленными на учет в ЕГРН, то, следуя положениям законодательства, согласовывать и уточнять подобные объекты не нужно. В качестве примера можно привести территории, которые располагаются вблизи свободных земель или улиц, не зарегистрированных в кадастре в качестве земельных участков.
Согласование также не требуется для недвижимости, находящейся в собственности органов государственной или муниципальной власти и переданной в бессрочное пользование казенным учреждениям или предприятиям.
Что делать, если соседи не подписывают акт
Не всегда удается достичь соглашения с лицами, которые владеют смежными участками, о том, как будут проходить границы нового участка.ь Если согласие соседей на межевание не удается получить, то вопрос решают в судебном порядке. На самом деле решение земельных споров – довольно распространенная практика, так как самостоятельно решить имущественные права – многие просто не в силах.
Пример из практики:
Гражданка С. решила определить границы ранее учтенного земельного участка. Женщина наняла кадастрового инженера, который подготовил план межевания. На согласование пригласили собственников соседних наделов гр-на Ш. и гр-ку Т. Гр-н Ш. подписал акт без каких-либо возражений. А гр-ка Т. отказалась от подписания документа, аргументируя свои действия тем, что согласно плану, гр-ке С. отходит часть ее земли. Урегулировать конфликт в добровольном порядке не удалось. Для решения вопроса гр-ке С. пришлось обращаться в суд. В процессе рассмотрения дела гр-ка Т. не представила документов, подтверждающих точное нахождение границ ее земельного участка. Кроме того, выяснилось, что надел гра-кт Т. зарегистрирован в Росреестре без координат. Судья удовлетворил иск гр-ки С.
Решение земельных споров в судебном порядке – процедура достаточно сложная. К разбирательствам в суде рекомендуется тщательно подготовиться: изучить нормативно-правовое законодательство, подготовить документы, доказывающие вашу точку зрения, проконсультироваться с юристом.
Как происходит уточнение границ и площади:
1. На ваш участок выезжают специалисты и делают замеры;
2. Данные обрабатываются, кадастровый инженер устанавливает границу земельного участка в соответствии с нормативами и интересами всех сторон (собственники, соседи и пр.);
3. Изготавливается межевой план;
4. Кадастровый инженер согласовывает границы земельного участка;
5. Остается только внести сведения о новых границах в Единый Государственный Реестр Недвижимости. Если это предусмотрено договором, то специалисты Единого Центра Недвижимости делают это самостоятельно.
Можно ли изменить вид разрешенного использования
Еще один распространенный вопрос, который возникает в процессе ведения бизнеса: можно ли изменить ВРИ уже имеющегося участка на вид разрешенного использования Предпринимательство.
Вот один из примеров. У собственника имеется земельный участок, относящийся к категории «Земли населенных пунктов». ВРИ этого объекта землепользования предусматривает строительство производственной базы, однако хозяин хочет вместо нее построить гостиницу. Еще один пример: правообладатель принял решение оборудовать глэмпинг для приема туристов, но земля имеет сельскохозяйственное назначение.
В подобных случаях нужно попробовать изменить ВРИ через Росреестр, предварительно изучив правила землепользования и застройки (ПЗЗ), действующие в населенном пункте. Если последует отказ, стоит обратиться в местную администрацию, предоставив имеющиеся документы и обоснование целесообразности изменения ВРИ. Только после необходимых согласований проект можно запускать в работу. В противном случае возведенное сооружение может попасть в «черный список» самостроев с высокой вероятностью сноса.
Для урегулирования вопросов, связанных с изменением ВРИ в Москве и МО, внесением изменений в ПЗЗ и легализацией самовольных построек, рекомендуется обращаться к профессионалам. Эксперты московской компании Help Development быстро и эффективно решают проблемы, которые могут возникнуть в процессе использования земель. Обращайтесь! Наш опыт, знания и связи в госструктурах позволяют урегулировать даже самые непростые ситуации!
Что понимают под снятием с государственного кадастрового учета объекта недвижимости?
Закон не содержит термина «снятие объекта с кадастрового учета». На практике под этой фразой понимают ситуацию, когда в единый государственный реестр недвижимости вносят данные, что объект в том виде, в котором был ранее, не существует.
В Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон) нет такого специального термина.
Сведения о любом объекте недвижимости, который должен стоять на государственном кадастровом учете, в том числе его описание и индивидуальные характеристики, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости – ЕГРН. На кадастровом учете должны стоять, в частности, квартиры, нежилые помещения, земельные участки, жилые и садовые дома, гаражи, машино-места. А также – многоквартирные дома, другие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы.
Можно снять с кадастрового учета земельный участок, садовый дом, гараж, квартиру и любой другой объект недвижимости, который раньше стоял на кадастровом учете.
Занимается снятием объектов с кадастрового учета Росреестр – в него можно обратиться напрямую или через МФЦ. Недвижимые объекты снимают с учета в строго определенных случаях и в порядке, который установлен действующим законодательством. Как снять недвижимость с кадастрового учета, подробно расскажем дальше.
Заявление о снятии объекта с кадастрового учета Росреестра
Отдельного заявления на снятие с кадастрового учета объекта недвижимости нет.
Чтобы снять с кадастрового учета объект недвижимости, заявление нужно составить по общей форме. Она приведена в Приложении N 1 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310.
В заявлении нужно указать, что вы просите:
- провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав или только государственный кадастровый учет,
- в части государственного кадастрового учета – осуществить снятие с учета объекта.
Бумажное заявление составляют в единственном экземпляре. Заполнить его можно от руки или на компьютере на стандартных листах A4. При недостатке места на одном листе для размещения реквизитов заявление разрешено оформлять на 2 листах и больше.
Если вы подаете электронное заявление, в нем можно заполнить только те строки (элементы реквизита), которые имеют отношение к вашему заявлению. Остальные строки, не подлежащие заполнению, можно исключить, кроме отметки о регистрации заявления. Электронное заявление подписывают УКЭП заявителя.
Остальные требования к заполнению форм заявлений смотрите в Приложении N 4 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310. Эти требования актуальны для бумажного и электронного заявления.
Если вы составляете электронное заявление, вам также понадобится выполнить Требования к формату электронного заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. Они установлены в Приложении N 5 к приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310.
Срок снятия с кадастрового учета объекта недвижимости
Эти сроки установлены в статье 16 Закона и зависят от того:
- куда именно вы сдаете документы – непосредственно в Росреестр или через МФЦ,
- нужно ли вам, помимо снятия недвижимости с кадастрового учета, регистрировать прекращение прав на нее.
Итак, если речь идет только о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости (например, о снятии дома с кадастрового учета при сносе), сроки снятия будут такие: 5 рабочих дней при подаче документов в Росреестр и 7 рабочих дней при сдаче в МФЦ.
Если одновременно со снятием объекта с учета вам также требуется провести госрегистрацию прекращения права на снимаемую с учета недвижимость, результата придется ждать дольше: 10 рабочих дней при обращении с документами в Росреестр и 12 рабочих дней, если вы сдали бумаги через МФЦ.
Перечень оснований для уточнения
Уточнение границ ранее учтенного земельного участка может быть проведено по следующим основаниям:
- Отсутствие информации о координатах характерных точек границы в кадастре.
- Запись в кадастровом паспорте о неустановленной границе в соответствии с законодательством.
- Неполнота или недостаточная точность координат, указанных в кадастровых данных по сравнению с нормативами.
- Невозможность однозначно определить местоположение точек границы на основе имеющейся информации в документах.