Относится ли дача взятки должностному лицу как правонарушение
Статья за дачу взятки должностному лицу
Взяточничество является коррупционным преступлением и подлежит преследованию в соответствии с положениями отдельных статей Уголовного кодекса РФ. При этом на данный момент за дачу или получение взяток, равно как и посредничество в совершении подобных преступных действий, предусматривается исключительно уголовная, а не административная ответственность.
Оглавление: 1. Правовое регулирование понятия взятки и ответственность за её получение или дачу2. Размеры взяточничества и его квалификация3. Освобождение от ответственности за дачу взятки
Правовое регулирование понятия взятки и ответственность за её получение или дачу
Под взяткой в современном российском законодательстве подразумевается передача любому лицу средств за совершение различных действий в обход действующей системы налогообложения и установленного порядка оказания услуг. Также, к взяточничеству относится плата за выполнение или невыполнение предусмотренных служебным положением получателя взятки действий, в том числе за ускорение их исполнения, предоставление закрытых сведений или за совершение прочих действий, в том числе и преступных.
Регулируется таковое понятие статьями 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ. При этом в большинстве случаев, за исключением ст. 291.2 УК РФ, предусматривающей наказание за мелкое взяточничество, понятие взятки применимо исключительно к должностным лицам. Под должностными лицами в действующем российском законодательстве подразумеваются лица, занимающие государственные должности, работающие в бюджетных организациях, находящиеся на воинской и другой государственной службе или же являющиеся руководителями компаний, контролируемых государством.
Взяточничество является уголовным преступлением и предусматривает широкий спектр различных вариантов наказаний, среди которых могут быть:
- Штраф в фиксированной сумме до 5 млн. рублей, нескольких, вплоть до 100 суммах переданной взятки, или же в количестве равном доходу преступника за определенное время, вплоть до 5 лет;
- Лишение либо же ограничение свободы до 15 лет;
- Лишение права занятия определенных должностей и ведения конкретной деятельности до 15 лет;
- Исправительные работы до 3 лет.
Под взяткой может подразумеваться исключительно передача имущественных ценностей. Таким образом правовое регулирование этого понятие оставляет пространство для спекуляции услугами и неимущественными правами с возможностью избегания уголовного преследования.
Размеры взяточничества и его квалификация
Уголовный кодекс предусматривает серьезное расхождение в ответственности за дачу взятки в зависимости от обстоятельств и размера переданных незаконным образом сумм. Так, под мелким взяточничеством, которое регулируется наличествующими положениями ст. 291.2, подразумевается передача как должностному лицу, так и любым другим лицам, взяток в размерах вплоть до 10 тыс. рублей. При этом та же статья предусматривает повышенный уровень ответственности за рецидив преступления, связанного с другими уголовными статьями, касающимися понятия взяточничества.
Передача взяток не должностным лицам, т.е. лицам не находящимся на государственной службе, в том числе и иностранной, регулируется исключительно ст. 291.2, что порождает определенные правовые коллизии.
Под значительным размером взятки Уголовный кодекс подразумевает передачу денег, ценных бумаг и прочих ценностей, а также прочих имущественных прав на сумму большую чем 25 тыс. рублей. Крупный размер квалифицируется при сумме взятки более, чем 150 тыс. рублей, а особо крупный размер касается передачи средств на сумму, превышающую 1 млн. рублей.
При этом в целом объемы наказаний за дачу взятки являются меньшими, чем за её получение в аналогичных размерах, так как законодательство предусматривает более высокий уровень ответственности должностных лиц за подобные преступления. В частности, понятие мелкого взяточничества является применимым исключительно для лиц, дающих взятку. Получатели же взятки наказываются в соответствии с положениями ст. 290 УК РФ.
Освобождение от ответственности за дачу взятки
Законодательством предусмотрена возможность освобождения от уголовной или любой другой ответственности за дачу взятки при условии помощи в раскрытии такового преступления. Так, избежать уголовного наказания можно сообщив о факте совершенного преступления в добровольном порядке в правоохранительные органы, а также помогая раскрытию или непосредственно процессу расследования совершенного преступления или же в случаях, когда имело место прямое вымогательство средств должностным лицом.
В то же самое время, возможности избежать ответственности со стороны получателя взятки Уголовный кодекс не предусматривает. Таким образом, лицо передающее взятку всегда находится с точки зрения законодательства и юриспруденции в более выгодном положении, так как имеет право сообщить о совершении преступления уже по факту его происшествия и полностью снять с себя всю ответственность за таковой проступок.
Для того, чтобы избежать ответственности за дачу взятки, сообщение о факте преступления должно быть исключительно добровольным и передать его следует до начала возбуждения правоохранительными органами уголовного дела относительно сообщающего лица. В случае же, если уголовное делопроизводство по факту передачи взятки уже было открыто по ст. 291 или 291.2 УК РФ, снятие ответственности допустимо лишь в случае активного содействия расследованию или раскрытию факта взятки.
Также, немаловажным фактом квалификации взяточничества как уголовного преступления является непосредственная дача взятки, в то время как её предложение, даже зафиксированное законными методами не содержит в себе состава преступления и не может повлечь за собой уголовного преследование. Исключение составляют лишь случаи предложения посредничества в передаче или получении неправомерной выгоды. В этой ситуации ответственность наступает в том числе и за просто информирование любой стороны о своих посреднических услугах в процессе взяточничества.
В целом, ответственность за дачу взятки предусмотрена законодательством в весьма больших размерах, однако Уголовный кодекс оставляет возможность не нести ответственность, если таковые действия были вынужденными. Также, до сих пор российское законодательство практически не регулирует взяточничество в коммерческих структурах, которое может оставаться безнаказанным в случае отсутствия состава других уголовных преступлений.