Обязан ли работадатель организовать предрейсовый медосмотр для водителей автомобилей
Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации *(1).
На легковом автомобиле организации будет ездить директор. Бензин оплачивается по корпоративной карте. Нужно ли проходить медицинский осмотр, предрейсовый осмотр технического состояния автомобиля? Как учесть расходы на бензин? Какие необходимо оформить документы?
Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв.
Человек, управляющий транспортным средством, не обязан проходить процедуру если он:
- совершает личную поездку на любом транспорте;
- управляет транспортом, работая в экстренной службе (для таких случаев предусмотрен предсменный осмотр, без которого он не имеет право заступить на дежурство);
- сотрудники скорой помощи, пожарной охраны, полиции.
Кто оплачивает предрейсовый медосмотр
Затраты на медосмотр ложатся на работодателя. Это требование закреплено в законодательстве.
- Кто оплачивает предрейсовый медосмотр
- Процедура прохождения предрейсового осмотра водителя
- Обязан ли работадатель организовать предрейсовый медосмотр для водителей автомобилей
- Требования к организации, проводящей осмотр
- Когда водителя отстраняют от работы
- Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей
- Предрейсовый медицинский осмотр водителя: цена услуги
Процедура прохождения предрейсового осмотра водителя
Организация предрейсового медосмотра водителей является обязательством, которое берет на себя компания-работодатель, на которую работает водитель.
Обязан ли работадатель организовать предрейсовый медосмотр для водителей автомобилей
Информация дублируется в журнал медосмотров. Если водитель по медицинским показателям отстранен от рейса, данные об этом заносятся в журнал, а факт отстранения доводится до внимания руководства предприятия.
Предрейсовый медицинский осмотр водителей, выявивший факт нахождения водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, может послужить поводом для наложения на водителя взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Отметим, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Требования к организации, проводящей осмотр
Медицинский осмотр водителей считается отдельным видом медицинской деятельности, требующим лицензирования.
В этом случае врач повторно проверяет показатели спустя 20 минут и делает соответствующие выводы.
В случае, если концентрация алкоголя в крови соответствует безопасной норме, но у врача остаются сомнения в трезвости клиента, он вправе измерить содержание вещества в моче.
Когда водителя отстраняют от работы
Прямыми причинами отстранения водителя от работы могут выступать:
- личные жалобы на плохое самочувствие, боль определенного характера, признаки заболеваний.
В этом случае медицинский работник перенаправляет водителя к специалисту соответствующего профиля и не допускает его до выхода в рейс в этот день.
Необходимо также предъявить журналы предрейсовых медосмотров и акты выполненных работ, подписанные с 2-х сторон, как подтверждение ведущейся деятельности.
Так что здесь все зависит от масштабов вашей перевозки. Если это грузовая газель заполненная продуктами — то путевой лист могут потребовать при остановке.
Есть ООО, которое занимается дистанционный продажей продуктов питания, продуктовый интернет-магазин другими словами.
При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г.
Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.02.2018 г.
Развитие рынка логистических услуг ведет к появлению все большего числа транспортных компаний и расширению их штата. Ответственность водителя за грузы, транспортное средство, жизнь пешеходов и пассажиров предполагает, что он здоров и не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Эту ответственность с ним разделяет транспортная компания, которая обязана организовать предрейсовый медосмотр.
Со стороны все выглядит очень просто: по итогам осмотра водитель допускается или не допускается к работе, допуск (печать организации, проводившей осмотр) должен значиться в его маршрутном листе.
Если результаты исследования удовлетворительные, медработник выдает справку о готовности водителя к рейсу, заверенную личной усиленной квалифицированной электронной подписью.
Дистанционный способ ПМО полностью исключает вероятность предварительной договоренности с медиком. Итоги тестирования водителей получаются максимально объективными и беспристрастными.
Для дистанционных ПМО работодатель обязан обеспечить:
• возможность сбора и хранения биометрических персональных данных;
• идентификацию личности работника через микрофон или видеокамеру;
• видеофиксацию в помещении, где осуществляется ПМО, при наличии письменного согласия сотрудников;
• соблюдение требований эксплуатационной документации на ПАК;
• хранение результатов исследований не менее 30 календарных дней.
3.
Последовательность проведений предрейсовых медосмотров и предрейсового контроля технического состояния транспортного средства законодательством не установлена. Поэтому их можно проводить в любой очередности.
Вывод: Из вышесказанного приходим к заключению, что несмотря на неоднозначность судебных решений, наблюдается неуклонный рост постановлений, где закон поддерживает требования контролирующих органов.
К водителям, обязанным проходить предрейсовый осмотр, причисляют лиц, которым полагается ездить с путевым листом.
Сведения о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителя – обязательные реквизиты путевого листа.
Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выяснить, можно ли допустить водителя к работе и сможет ли он должным образом выполнять свои обязанности (п. 4 ч. 2 ст.
Время, затрачиваемое на процедуру, включается в трудовую смену.
Организовывать осмотры следует непосредственно перед сменой, для того, чтобы сведения о состоянии здоровья осматриваемого были максимально свежими и актуальными.
Для осуществления медицинского предрейсового осмотра компания должна иметь лицензию на соответствующую деятельность. Если компании или ИП удалось ее получить, она имеет в штате медицинского работника, осмотр осуществляет непосредственно по месту работы водителя.
В случае если компания или ИП не обладает лицензией, она заключает договор со сторонней медицинской организацией.
Внимание!
С 1 сентября 2023 года разрешены обследования «с использованием медицинских изделий, которые обеспечивают автоматизированную дистанционную передачу данных о состоянии здоровья водителей».
Медосмотр позволяет определить: здоров ли водитель, не страдает ли он от переутомления или похмельного синдрома, не принимал ли он алкоголь, наркотики или другие вещества, которые могут повлиять на его способность к вождению. Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.
Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей
Давайте вместе ответим на самые распространенные вопросы о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей.
- Какие категории водителей подлежат осмотру? Все, кто числится в компании на водительских должностях, независимо от места, дальности поездки, типа транспортного средства.
Получив лицензию, они могут также оказывать услуги медосмотра водителей более мелким предприятиям.
Организация, проводящая медицинские осмотры водителей, должна обладать собственным помещением для их приема или иметь возможность предоставить выездных специалистов с необходимыми наборами для медицинских исследований.
Предрейсовый медицинский осмотр водителя: цена услуги
В таблице ниже приведена примерная стоимость услуги предрейсового медицинского осмотра водителей в случае, если привлекается сторонняя организация.
Услуга недорогая. При таких расценках оформлять врача в штат имеет смысл только при наличии более пятнадцати водителей или получении лицензии на предприятие для проведения медосмотра водителей сторонних организаций.
Стоит сказать, что процесс оформления лицензии отнимает много времени и денежных средств.