О государственной поддержке многодетных семей 138 фз
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ 138 о государственной поддержке многодетных семей действующая редакция в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для признания семьи многодетной необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения либо подать документы через МФЦ или Портал госуслуг. То есть автоматически при рождении ребенка такой статус семье не присваивается. Сделать это может любой из родителей или доверенное лицо. К заявлению нужно приложить следующие документы:
- справку о составе семьи (форма № 9);
- паспорта родителей или опекунов;
- свидетельство о заключении брака;
- свидетельства о рождении детей (если есть дети старше 14 лет, то нужны будут их паспорта с копиями);
- копию решения суда об усыновлении;
- договор об опеке или передаче детей на воспитание.
После оформления статуса многодетной семьи один из родителей получит соответствующее удостоверение. Оно выдается только матери или отцу, даже если они состоят в браке, однако статус многодетного родителя распространяется на обоих.
Для многодетных семей предусмотрено большое количество льгот. Предоставляются они как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом материальный достаток членов семьи не будет иметь значения, и наличие обоих родителей не является обязательным условием для присвоения льготного статуса. То есть на льготы вправе претендовать одинокая мать и отец-одиночка независимо от уровня их дохода.
На федеральном уровне минимальный, «базовый» перечень льгот и преференций, на которые могут претендовать многодетные россияне, определен Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». К их числу относятся:
- скидка в размере 30% при внесении платы за отопление, воду, газ, электроэнергию, канализацию;
- бесплатные лекарства для детей в возрасте до 6 лет;
- бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории;
- бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте для школьников;
- право первой очереди при оформлении детей в детский сад;
- бесплатное питание для школьников и учащихся профессиональных учебных заведений;
- бесплатное обеспечение учащихся школьной и спортивной формой на весь период обучения (вместо одежды может предоставляться разовая компенсация);
- бесплатное посещение детьми учреждений культуры один день в месяц;
- помощь родителям, организующим малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, полное освобождение от налога или понижение ставок при уплате земельного налога и внесении арендной платы;
- полное или частичное освобождение от регистрационного сбора родителей, занимающихся коммерческой деятельностью;
- первоочередное выделение семьям садово-огородных участков;
- предоставление семьям льготных кредитов, беспроцентных ссуд на строительство своего жилья и подсобных материалов;
- участие многодетных родителей в региональных программах занятости населения: обучение и трудоустройство с возможностью работать неполный день или на дому.
При этом каждый регион определяет свой набор мер социальной поддержки. В Москве многие учреждения культуры устанавливают дополнительные льготы: в ГМИИ дети до 16 лет могут ходить бесплатно, а члены многодетных семей, достигшие этого возраста, – за 200 руб., а не за 400, как остальные; Театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко предоставляет многодетным круглогодичные скидки 30% и т.д.
Для получения информации о мерах поддержки в конкретном регионе следует обратиться в территориальное отделение соцзащиты или МФЦ.
Поступая на работу и оформляя трудовой договор, многодетные мать и отец могут получить преимущества.
1. Досрочный уход матери на пенсию при следующих условиях: стаж труда – от 15 лет;
- возраст – 56 лет, если в семье четверо детей;
- возраст – 57 лет, если в семье трое детей;
- в семье пятеро детей, достигших 8-летнего возраста, либо двое детей, но стаж при этом увеличивается на 5 лет, и трудовая деятельность должна была осуществляться на Крайнем Севере.
2. За каждого новорожденного даются дополнительные пенсионные баллы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 года. Эти баллы повышают размер пенсии (каждый рабочий год оценивается пенсионными баллами, от которых зависит пенсия в будущем). Сумма периодов декрета не должна превышать 6 лет.
3. Неоплачиваемый дополнительный отпуск на две недели, который можно соединить с основным. Важное условие – не менее трех несовершеннолетних детей в семье.
Родители, имеющие троих и более детей младше 12 лет, вправе выбирать время отпуска первыми в очереди.
4. Если в неделе 40 рабочих часов, можно получить один вспомогательный оплачиваемый выходной.
5. Оказание поддержки службой занятости населения: предлагается домашняя или временная работа.
Льготы будут предоставлены только после оформления статуса многодетной семьи. Для получения выплат необходимы следующие документы:
- заявление;
- паспорт заявителя;
- справка с места жительства; альтернатива – выписка из домовой книги или копия паспорта;
- свидетельства о рождении детей;
- реквизиты банковского счета.
Могут понадобиться и другие документы:
- родителям-одиночкам необходимо будет подтвердить факт отсутствия второго родителя;
- представителям потребуется доверенность;
- изменившим Ф.И.О. – свидетельство о перемене имени;
- усыновителям – решение суда об усыновлении;
- для компенсации покупки школьной одежды нужна справка с места обучения.
- паспорт или другое удостоверение личности отца, матери и детей;
- заявление с указанием количества человек в семье из паспортного стола;
- справка о зарплате каждого родителя из налоговой службы;
- ИНН детей;
- фотографии всех взрослых и детей старше 6 лет.
Для получения трудовых льгот нужно обратиться в Пенсионный фонд, отдел социальной защиты населения либо многофункциональный центр. Необходимо будет предоставить следующие документы:
В июне текущего года были внесены изменения в порядок предоставления многодетным семьям налоговых льгот по местным налогам4. Теперь налоговые органы обязаны запросить сведения, подтверждающие право на льготу. Если налогоплательщик не подал в налоговый орган заявление о предоставлении льготы или не сообщил об отказе от ее применения, льгота предоставляется в беззаявительном порядке. Если заявление было представлено, но налоговый орган не располагает подтверждающими документами, льгота предоставляется на основании сведений, полученных по системе межведомственного взаимодействия.
Налоговые льготы по местным налогам предоставляются как одному, так и второму родителю, независимо от наличия у органов социальной защиты сведений о втором родителе.Эти сведения могут быть запрошены, например, у органов ЗАГС, органов опеки и попечительства, располагающих данными о наличии у физлица несовершеннолетних детей.
1Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам».
2 Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
3 Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”».
4 Письмо ФНС России от 24 июня 2019 г. № БС-4-21/12220 «О предоставлении налоговых льгот по местным налогам физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей».
Программа «Семейная ипотека с господдержкой» начала действовать с 2018 года. В ней могут участвовать семьи, в которых с 1 января 2018 года и до 31 декабря 2022 года родился второй, третий или последующий ребенок. Участники этой программы могут взять ипотеку или рефинансировать уже имеющийся кредит по льготной ставке – 6%. Разницу между обычной и льготной ставкой банку компенсируется за счет федерального бюджета. Также по этой программе можно рефинансировать уже имеющуюся ипотеку. Требования к объекту недвижимости сохраняются, но договор купли-продажи или долевого участия может быть оформлен и раньше 2018 года. Учитывая последние изменения, внесенные в апреле 2019 года льготная ставка может действовать без ограничения по количеству лет – до конца срока действия кредитного договора. По льготной ставке можно рефинансировать даже ту ипотеку, по которой раньше уже менялись условия, за исключением цели кредита.
Для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) сумма выплаты составит 450 тыс. рублей. Право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации – мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
С 2009 года в республике приняты обязательства по улучшению жилищных условий отдельных категорий многодетных семей за счет средств бюджета РБ. Это предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой жилищным сертификатом, многодетным семьям, состоящим на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении:
-
имеющим пять и более несовершеннолетних детей, совместно проживающих с родителями;
2. в которых с 1 января 2012 года одновременно родились трое и более детей.
Также обратившись в ФНС многодетные семьи республики могут воспользоваться льготами:
— на транспортный налог – полное освобождение от налога действует на одну машину, мощностью до 150 лошадиных сил;
— налоговый вычет на третьего и последующего детей — положен обоим родителям при условии официального трудоустройства;
— льготы на земельный и имущественный налоги — «скидка» на 6 соток земли, а также 5 метров квартиры или 7 метров дома на каждого ребенка.
Учитывая, что республика является регионом с высокой долей сельского населения, законодательством предусмотрены дополнительные меры поддержки для многодетных семей, проживающих на селе в виде увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка (при рождении ребенка до исполнения ему возраста 1 года на 115 руб., а при рождении пятого и последующих детей –на 230 руб.).;
— ежемесячное пособие отдельным категориям многодетных семей, а именно семьям, имеющим четырех и более детей. Размер ежемесячного пособия составляет семьям, имеющим: четырех детей — одна тысяча пятьсот рублей; пять и более детей — две тысячи рублей. В первом полугодии текущего года данное пособие получили 9646 семей;
— многодетным семьям, постоянно проживающим на территории Республики Башкортостан не менее трех лет, имеющим 8 и более детей в возрасте до 18 лет, предоставляется единовременная денежная выплата в размере 600 тысяч рублей, аналогов которой нет в иных субъектах РФ. С 2019 года право на эту выплату распространяется на многодетные семьи, постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан не менее трех лет, имеющие 8 и более детей в возрасте до 23 лет.
В республике многодетные матери, родившие и воспитывающие 5 и более детей, награждаются медалью «Материнская слава» с выплатой единовременного денежного вознаграждения. С января 2019 года размер вознаграждения увеличен и составляет — 17 241 руб. (ранее составляла – 10 000 руб.).
Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) семьям с 4 и более детьми, проживающим в сельской местности, предоставляется в повышенном размере — в размере 100% от платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не более нормативов потребления, а также многодетным семьям, имеющим трех и более детей – в размере 30% от платы за коммунальные услуги.
В Республике Башкортостан для многодетных семей дополнительно снижен республиканский стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, применяемый при расчете субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с 15% до 13% (для иных категорий граждан указанный стандарт в настоящее время установлен в размерах от 16% до 20%).
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 29.12.2010 N 440-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 128-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 08.03.2015 N 54-ФЗ, от 23.05.2015 N 131-ФЗ, от 28.11.2015 N 348-ФЗ, от 30.12.2015 N 433-ФЗ, от 03.07.2016 N 302-ФЗ, от 28.12.2016 N 470-ФЗ, от 20.12.2017 N 411-ФЗ, от 28.12.2017 N 432-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 30.10.2018 N 390-ФЗ, от 18.03.2019 N 37-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 08.12.2020 N 409-ФЗ, от 22.12.2020 N 451-ФЗ)
ПринятГосударственной Думой22 декабря 2006 года
ОдобренСоветом Федерации27 декабря 2006 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Об изменении статуса многодетной семьи с 01.01.2022 г.
1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки); (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 348-ФЗ)
2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;
3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
Действие положений части 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).
Положения части 1 статьи 3 признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1) и 67.1 (часть 4), в той мере, в какой они не предоставляют права на получение материнского (семейного) капитала мужчине, который в установленном порядке признан в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью, а впоследствии вступил в брак и воспитывает своих детей в семье совместно с усыновившей (удочерившей) их супругой (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2021 N 30-П).
2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).
2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
3) дату рождения;
4) пол;
5) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
7) дату включения в регистр;
8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).
4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.
5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных». (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 56-ФЗ)
В 2022 году до 170 тыс. семей смогут получить выплату на погашение ипотеки
1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах: (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1) 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
2) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
4) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
Действие положений части 1 статьи 6 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).
2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. (в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)
Часть 2 статьи 6 не действовала с 01.01.2018 до 01.01.2020 (статья 12 Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ).
3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Пенсионный фонд Российской Федерации по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок предоставления лицу, получившему сертификат, по его запросу информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. (в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 411-ФЗ)
На поддержку семей, воспитывающих трёх и более детей, будет дополнительно выделено 1,44 млрд рублей. Такое распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Речь идёт о средствах на ежемесячные выплаты, которые получают такие семьи, пока ребёнку не исполнится три года. Размер выплат зависит от конкретного региона и уравнивается с детским прожиточным минимумом. В среднем по России он составляет 11,3 тыс. рублей.
-
Из вступительного слова Михаила Мишустина на заседании Правительства, 22 июля 2021 года
Дополнительные средства поступят в 17 регионов и позволят обеспечить пособиями ещё 12,5 тысячи детей.
«Всего в текущем году на такие выплаты из федерального бюджета предусмотрено почти 58 млрд рублей. Их получат родители более полумиллиона детей. Правительство будет и дальше помогать таким семьям», – сказал Михаил Мишустин на заседании Правительства 22 июля.
Работа Правительства:
- Социальная поддержка семей с детьми
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России)
Регионы:
- Астраханская область
- Владимирская область
- Иркутская область
- Кабардино-Балкарская Республика
- Оренбургская область
- Пермский край
- Республика Башкортостан
- Республика Бурятия
- Республика Коми
- Республика Марий Эл
- Республика Саха (Якутия)
- Республика Северная Осетия — Алания
- Республика Тыва
- Республика Хакасия
- Ставропольский край
- Челябинская область
- Чувашская Республика — Чувашия
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Для владельцев маткапитала расширяются возможности приобретения жилья
Принят Государственной Думой 15 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года
Статья 1
Внести в пункт 4 части 7 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 19; 2008, N 52, ст. 6243; 2010, N 31, ст. 4210; 2011, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3880; 2013, N 23, ст. 2886; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 10, ст. 1424; N 21, ст. 2983; 2017, N 1, ст. 11; 2019, N 12, ст. 1227; N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442; 2020, N 9, ст. 1127; N 29, ст. 4512) изменение, изложив его в следующей редакции:
«4) учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — единый институт развития в жилищной сфере), или организацией, включенной в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
Действие положений пункта 4 части 7 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, заключивших договор займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения с организацией, осуществляющей предоставление такого займа, начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 18 марта 2019 года N 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Президент Российской Федерации В. Путин
Семейной ипотекой можно воспользоваться для покупки жилья в новостройке, на вторичном рынке или для приобретения частного дома с земельным участком. Продавцом обязательно должно выступать юридическое лицо (например, застройщик).
Также кредит можно использовать для строительства индивидуального жилого дома или покупки земельного участка с дальнейшим строительством на нем частного дома. Важно, что все работы должны проводиться по официальному договору подряда с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Семейная ипотека позволяет приобрести жилье и на вторичном рынке у физических лиц, но только в одном федеральном округе (Дальневосточном) и только на землях сельских поселений. «Классическую вторичку по договору купли-продажи купить по программе льготной ипотеки практически нельзя. А вот вторичку от застройщика (где в ДКП продавцом выступает застройщик) — можно. Но по факту это все равно новое жилье, в новом доме, в котором никто не жил», — рассказала директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова.
Воспользоваться программой «Семейная ипотека» возможно до 1 марта 2023 года при рождении первого ребенка или последующих детей. Для семей с детьми-инвалидами правила другие: если ребенку установлена инвалидность после 2022 года, ипотеку под 6% по этой программе можно оформить до 2027 года.
Рефинансирование и маткапитал
Программа «Семейная ипотека» позволяет рефинансировать действующий ипотечный кредит по льготной ставке. Жилье должно приобретаться у юридического лица (компании-застройщика).
Программа позволяет использовать материнский капитал. Однако в «Семейной ипотеке» можно использовать средства маткапитала не для ежемесячных платежей, а только в качестве первоначального взноса. Некоторые банки дают возможность заемщикам использовать материнский капитал для досрочного погашения кредита.
Условия, перечень документов и ставки в банках по программе «Семейная ипотека» могут отличаться и регулярно меняются. Поэтому стоит уточнять все подробности в конкретной кредитной организации. На сегодня ипотеку по льготной ставке семьи с детьми могут взять в следующих банках:
- ПАО «Сбербанк»;
- Банк ВТБ (ПАО);
- АКБ «Абсолют Банк» (ПАО);
- АО «Банк Дом.РФ»;
- Банк ГПБ (АО);
- АО «Россельхозбанк»;
- ПАО «Промсвязьбанк»;
- ПАО Банк «ФК Открытие»;
- ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»;
- АО «Райффайзенбанк»;
- Банк «Возрождение» (ПАО);
- АО «АБ «РОССИЯ»;
- ПАО «Совкомбанк»;
- ПАО «Росбанк»;
- ТКБ БАНК ПАО;
- ПАО «АК БАРС» БАНК;
- АО «Инвестторгбанк»;
- ПАО «Запсибкомбанк»;
- ПАО «БАНК УРАЛСИБ»;
- ПАО КБ «Центр-инвест»;
- АО ЮниКредит Банк;
- АО «КОШЕЛЕВ-БАНК»;
- ПАО АКБ «Металлинвестбанк»;
- Банк «Снежинский» АО;
- КБ «Кубань Кредит» ООО;
- Прио-Внешторгбанк (ПАО);
- РНКБ Банк (ПАО);
- АО «СМП Банк»;
- АО «Актив Банк»;
- АО «БАНК ОРЕНБУРГ»;
- ПАО «Банк «Зенит»;
- ООО «Банк «Аверс»;
- ООО «Экспобанк»;
- ПАО «Банк «Санкт-Петербург»;
- ПАО «НИКО-БАНК»;
- АО «Дальневосточный банк»;
- АО БАНК «СНГБ»;
- АО КБ «Урал ФД»;
- АО «БАНК СГБ»;
- ПАО «МИнБанк»;
- АКБ «Энергобанк» (АО);
- ПАО Банк «Кузнецкий»;
- Банк «ВБРР» (АО);
- АО «Дом.РФ»;
- ООО «ЖИВАГО БАНК»;
- АО «КС БАНК»;
- Банк «КУБ» (АО).
Рассмотрим условия крупных кредитных организаций, которые актуальны в июне 2021 года.
В Сбербанке взять ипотеку семьи с детьми могут по ставке 5,3% годовых, а при регистрации сделки в электронном виде — под 5% годовых. До 1 июля предложение распространяется на семьи с двумя и более детьми. Ставка действует весь срок кредита при условии страхования жизни и здоровья заемщика.
Минимальная ставка в рамках программы субсидирования с застройщиками составляет:
- от 0,1% годовых в первый год кредита, на оставшийся срок — от 5% годовых;
- от 1% годовых в первые два года кредитования, на оставшийся срок — от 5% годовых;
- от 3,6% годовых на весь срок кредита;
- максимальная сумма кредита составляет 12 млн руб. — при покупке жилья в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области; до 6 млн руб. — при покупке жилья в других регионах;
- минимальный первоначальный взнос по программе семейной ипотеки с господдержкой — 15% от стоимости недвижимости;
- в качестве первоначального взноса или его части можно использовать материнский капитал.
Ставка по программе «Семейная ипотека» в Райффайзенбанке составляет 5,49%. Предложение пока распространяется на покупку квартиры в новостройке для семей с двумя или более детьми. Созаемщиками по кредитному договору могут выступать официальные или гражданские супруги.
- Первоначальный взнос должен составлять не менее 15% от стоимости приобретаемой квартиры.
- Максимальная сумма кредита для Москвы и Московской области — 12 млн руб.
- Максимальная сумма кредита для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России — 6 млн руб.
В рамках программы «Семейная ипотека» в Райффайзенбанке можно получить жилищный кредит на покупку квартиры в новостройке не только напрямую у застройщиков, но и у любых юридических и физических лиц при условии переуступки договора долевого участия.
Банк «Дом. РФ» начал принимать заявки на оформление семейной ипотеки от заемщиков с первым ребенком и последующими детьми. Ипотечная ставка составляет от 4,7% при получении кредита на ИЖС, оформить ипотеку на покупку квартир или рефинансирование взятых в других банках кредитов можно по ставке от 5%.
- Максимальная сумма кредита составляет 12 млн руб. для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей и 6 млн руб. для других субъектов.
- Первоначальный взнос — от 15%.
- Льготная ставка распространяется на весь срок кредита — до 30 лет.
Для получения семейной ипотеки в банке «Дом. РФ» нужен паспорт, документ, подтверждающий доходы, и свидетельства о рождении детей заемщика. Банк предусмотрел упрощенный порядок подтверждения доходов и занятости — это можно сделать с помощью выписки из ПФР, она заказывается через сотрудника банка и заменяет справку о доходах и трудовую книжку. При рефинансировании потребуется кредитный договор по ранее предоставленному кредиту.
Конкретного определения понятия многодетности в Российском законодательстве нет. Если обратиться к юридической практике, то в такую категорию попадут семьи, в которых больше трех несовершеннолетних детей:
- рожденных,
- усыновленных;
- взятых под опеку.
Учитывается количество детей, на которых у родителей имеются права.
Документ обсуждается на различных правовых уровнях и существует в виде законопроекта. Закон реализует главные аспекты сферы многодетности, закрепленные Конституцией, вышеприведенным Указом Президента, Семейным и Гражданским кодексами и иными актами органов государственной власти. Целью проводимой работы станет создание единого акта, регулирующего правоотношения, связанные с многодетными ячейками общества и их обеспечением.
Выдача земельных участков многодетным семьям происходит медленнее, чем планировалось — в регионах не хватает участков для распределения.
Это важно знать: Социальная денежная выплата многодетным семьям вместо земельного участка
Рассмотрим условия и некоторые особенности получения земельного участка:
- Присуждение статуса многодетной семьи. Если последний еще не присвоен, требуется обратиться в отдел социальной защиты населения.
- Сбор документов — при этом семья оплачивает государственную регистрацию и пошлину. Вносить плату за получение справок и услуг не нужно.
- Земельный надел выдается бесплатно только один раз. Заявитель получает свидетельство о выдаче земли, и она переходит в его частное владение. После этого распоряжаться наделом семья может по своему усмотрению — начать строительство, посадить огород, обзавестись хозяйством либо вовсе продать. Если участок семейству не понравился, от него можно письменно отказаться. Однако, пожелав получить другой надел, семье придется пройти все этапы оформления с самого начала.
Новая господдержка для многодетных семей
Многодетная семья – это всегда та семья, которая воспитывает большее количество детей, нежели статистически установлено в данном регионе как среднее количество детей в семье. Конкретного определения с точки зрения действующего законодательства на сегодняшний день для многодетной семьи не установлено. Именно по этой причине и для толкования статуса такой семьи приходится обращаться к большому количеству нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации.
Каждый
регион
, в зависимости от того, на каком уровне находится демографическая ситуация в нем, устанавливает перечень основных параметров, по которым следует определять, является ли та или иная семья многодетной или нет.
Так, например, в Московской области многодетной признается семья, которая воспитывает трех и более детей независимо от того, являются ли такие дети рожденными в данной семье или были усыновлены с оформлением всех соответствующих документов. Для республик Северного Кавказа, где демографическая ситуация на порядок лучше, чем в Центральном Федеральном Округе, характерна ситуация, где в семье трое или четверо детей. Для этих регионов многодетная семья – это семья, в которой не менее пяти детей, также независимо от того, рожденные в данной семье эти дети или же они усыновленные.
Таким образом, многодетная семья – это всегда семья, в которой количество воспитываемых детей превышает установленное среднестатистическое значение.
Понятие «многодетная семья» не прописано ни в нормативно-правовых актах федерального значения, ни в Семейном кодексе РФ. Для идентификации этой категории берется текст Указа Президента N431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» 05.05.1992. Согласно его положениям за региональными властями закрепляются следующие обязанности:
Ранее такое положение не существовало. Нововведения и изменения появились лишь в 2021 году (с 1-го Марта). Они были вызваны тем, что зачастую земельных участков не хватало и граждане были вынуждены выдавать землю в мало пригодных для проживания условиях. Там отсутствовала инфраструктура, не было дорог, магазинов, больниц, детских садов и школ.
Если ребенок обучается или призван в армию, то подтверждается момент справкой из военкомата или образовательного заведения. Срок действия выданного удостоверения варьируется в зависимости от региона проживания семьи. В случае переезда процедуру придется проходить заново.
Поправки, внесенные в упомянутые законы означают, что семья с тремя и более несовершеннолетними детьми может на безвозмездной основе получить участок земли, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Нa ocнoвe yкaзa Пpeзидeнтa № 431, пoмoщь мнoгoдeтным ceмьям oт гocyдapcтвa в 2021 гoдy бyдeт oкaзaнa в cлeдyющиx нaпpaвлeнияx:
- льгoты нa eдy в yчeбныx yчpeждeнияx;
- ycлyги вpaчeй;
- нaлoгooблoжeниe;
- зeмeльныe oтнoшeния;
- coдeйcтвиe пpи тpyдoycтpoйcтвe;
- пoлyчeниe oбpaзoвaния кaк дeтьми, тaк и иx poдитeлями;
- жилищнo-кoммyнaльныe ycлyги;
- пoмoщь в вeдeнии дaчнoгo или фepмepcкoгo xoзяйcтвa;
- ycлyги тpaнcпopтa.
Чтoбы пoлyчить пpeимyщecтвa, мнoгoдeтнoй ceмьe мoжнo oбpaтитьcя в opгaны:
- Пeнcиoнный фoнд Poccии;
- oтдeл пoддepжки нaceлeния в cвoeм paйoнe;
- MФЦ.
Чтoбы oфopмить льгoты, вaжнo пoлyчить в Упpaвлeнии coциaльнoй пoддepжки yдocтoвepeниe o cтaтyce мнoгoдeтнoй ceмьи. C этим и дpyгими дoкyмeнтaми, нeoбxoдимo oбpaтитьcя в любoй из пepeчиcлeнныx вышe opгaнoв и нaпиcaть зaявлeниe. Oбpaщeниe изyчaют в тeчeниe 30 днeй.
Кpoмe пpивилeгий тpyдa, жeнщинa, вocпитывaющaя нecкoлькo дeтeй, имeeт пpaвo нa зaблaгoвpeмeннyю пeнcию. Чтoбы пoлyчить дocpoчнyю пeнcию, жeнщинa мoжeт:
poдить пятepo дeтeй и выpacтить иx дo 8-лeтнeгo вoзpacтa;
poдить двoиx дeтeй, paбoтaть нa Кpaйнeм Ceвepe и yвeличить cтaж paбoты нa 5 лeт.
CПPABКA! B oктябpe 2021 гoдa вышeл зaкoн oб oкaзaнии poдитeлям, имeющим 3-x дeтeй и бoлee, вoзpacтoм млaдшe 12-ти лeт, пpaвa выбиpaть вpeмя oтпycкa пepвым в oчepeди.
В законах Российской Федерации четкого определения многодетной семьи нет, однако если обобщить правоприменительную практику, то можно сделать вывод, что многодетной в России считается семья, имеющая трех и более детей.
При этом не важно, рожденные ли такие дети в семье, взяты под опеку или усыновлены.
Нужно учитывать, что если семья лишена родительских прав хотя бы на одного из троих детей, многодетной она уже признаваться не может.
Указ президента РФ в 1992 направленный на государственную социальную поддержку матерей и помощи в семейных вопросах. На сегодняшний день и действующий президент Путин принимает в данной сфере массу документов. Указ обязывает правительство Москвы и других регионов выполнить следующие целенаправленные действия:
- Установить льготы в сфере оплаты услуг ЖКХ.
- Обеспечить правом на получение лекарственных препаратов и иного рода социальной помощи.
- Обеспечить правом на принятие детей из многодетных семей вне очереди в образовательные учреждения различного уровня.
- Обеспечить бесплатное питание и бесплатную медицинскую помощь и др.
Указ состоит из пунктов и подпунктов, каждые из которых содержат в себе отдельные распоряжения.
При этом, правительство Российской федерации обязано издавать постановления в сфере реализации данного указа, а так же отвечать контроль и надзор за правительствами регионов на предмет исполнения целей президентского указа. Указ не лишает права регионы и муниципальные образования в пределах своей компетенции издавать отельные правовые акты, направленные на поддержку и защиту многодетных.
Программа и политика государства в сфере защиты многодетных представляет собой комплекс мер, направленных на предоставление определенных льгот и послаблений. В 2018 году можно выделить следующие аспекты:
- бесплатное обучение детей;
- предоставление земли;
- предоставление субсидий и выплат иного рода;
- бесплатное питание в школах;
- обеспечение жильем;
- бесплатная школьная форма;
- муниципальная помощь в развитии бизнеса для родителей;
- помощь в получении адресной кредитной помощи;
- предоставление путевок в санаторно-курортные учреждения;
- получение бесплатных медикаментов;
- получение права на посещение культмассовых мероприятий и музеев;
- помощь в трудоустройстве для родителей и др.
Перечень льгот уже освящался ранее.