Кто определяет существенность недостатка эксперт ли суд
Сломался сотовый телефон, по гарантии заменили матрицу, потом не стала работать камера, отправили в СЦ оттуда написали, что недостатков не обнаружили, но камера заработала, теперь телефон не видит сим карты и пропал звук. Сколько стоит Ваша независимая экспертиза недостатков? Долго ли она делается, могу ли я присутствовать при экспертизе?
Ответ специалиста
Как мы понимаем Вы хотели бы вернуть товар-смартфон продавцу. Смартфон в большинстве случаев относится к технически сложным товарам, и проведение независимой экспертизы (далее по тексту НЭ) с выявлением недостатков не влечет безусловного права на возврат его продавцу. Вернуть технически сложный товар, согласно ст.18 Закона о защите прав потребителей можно в случаях: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Отсюда мы видим, что НЭ может только помочь в установлении существенного недостатка, всё остальное – процессуальные моменты.
Существенность недостатка также определяет не эксперт или НЭ, а суд. Идем далее. Определение существенного недостатка дано в том же законе: неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Тем самым в Вашем случае НЭ может только помочь суду в установлении того факта, что выявленные недостатки являются или неустранимыми или не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени.
Как Вы понимаете, не всегда ремонт выявленных недостатков несоразмерен со стоимостью смартфона, поэтому НЭ может Вам даже не пригодиться. Рекомендуем начать с консультации у наших юристов по всех процессуальным моментам Вашего случая, для этого Вам необходимо подойти к нам с телефоном и всеми документами на телефон и проведенные ремонты. Наши Юристы внимательно ознакомятся с ними, и может быть в Вашем случае уже есть право на возврат данного товара даже не прибегая к НЭ. В случае все-таки необходимости её проведения Вы сразу сможете получить консультацию у товарного эксперта. Отвечая на Ваш вопрос резюмируем, что данная НЭ будет стоить около 7 т.р. на 06.07.17, ориентировочное время исследования экспертом составит не менее 5 дней, и, конечно, Ваше право присутствовать при проведении любой НЭ или проверки качества, так как данный товар является Вашей собственностью. Обращайтесь, будем рады Вам помочь. Спасибо.
- Ответ специалиста
- Виды объектов судебной экспертизы.
- Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации
- Правила выбора хорошего эксперта
- Знание профессии и квалификация
- Независимость и негосударственный статус
- Ученый или специалист в определенной области
- Судебная деятельность и опыт работы
- Обязанности и особенности работы эксперта
- Просто эксперт или специалист?
- Не делайте выбор наугад
- Единоличная и комиссионная экспертиза.
- Независимость судебного эксперта
Виды объектов судебной экспертизы.
Стоит рассмотреть ещё один важный вопрос: что может являться объектом изучения. Ответ содержится в статье 10 ФЗ «О судебно-экспертной деятельности»:
- вещественные доказательства;
- предметы;
- документы;
- животные;
- трупы (их части);
- иные материалы дела;
- люди.
Особый момент заключается в разрешении на повреждение вещи. Иногда для проведение полноценного анализа требуется нанести вещи ущерб (разобрать, сделать скол, подвергнуть термической или химической обработке и т.п.). Данные действия допустимы только при прямом указании на это в определении суда о назначении. Если транспортировка вещи (людей) в экспертное бюро невозможно, экспертиза проводится по месту нахождения.
Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации
Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту, сформулированы в ст. 13 ФЗ ГСЭД. Законодатель указывает, что должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин РФ, имеющий среднее специальное экспертное образование.
Представляется, что квалификационные требования к негосударственным экспертам, касающиеся их образования и подготовки, должны быть такими же.
В течение многих лет судебных экспертов практически всех родов и видов экспертиз (за исключением специалистов в области судебной медицины и судебной психиатрии, которых выпускают соответствующие кафедры медицинских высших учебных заведений) готовили путем переподготовки лиц, имеющих как естественно-научное, так и юридическое образование. В результате этой переподготовки они получали так называемый допуск — квалификационное свидетельство на право производства экспертиз данного рода (вида).
Для самостоятельной подготовки вновь принятых сотрудников, не имеющих права производства экспертиз, составлялся индивидуальный план, который утверждался руководителем судебно-экспертного учреждения, в соответствии с программой подготовки экспертов данного ведомства. За стажером, не имеющим экспертной подготовки, закреплялся эксперт-наставник из числа наиболее опытных работников. Наставник должен был оказывать вновь поступившему сотруднику методическую помощь в освоении теоретического курса и приобретении практических навыков работы с приборами и оборудованием, контролировать выполнение индивидуального плана подготовки, привлекать обучающегося к производству экспертиз и исследований, участию в следственных действиях в качестве специалиста. Заключение эксперта подписывалось наставником и обучающимся экспертом-стажером.
Необходимость в квалифицированных экспертных кадрах была столь велика, что существовали ускоренные варианты подготовки и переподготовки экспертов-криминалистов в учебных центрах и на курсах, которые организовывались в основном в органах внутренних дел различных уровней, при экспертных подразделениях и высших учебных заведениях МВД России, имеющих материально-техническую базу и штат преподавателей. Еще одна форма подготовки экспертов — это стажировка на факультетах повышения квалификации высших учебных заведений в форме краткосрочного обучения в течение 40 дней для лиц, имеющих высшее образование. Слушатели изучали теоретические вопросы, выполняли восемь контрольных экспертиз, сдавали экзамены и получали право на самостоятельную работу.
До 1996 г. единственным высшим учебным заведением, где осуществлялась подготовка экспертов с высшим образованием, причем только в области традиционных криминалистических экспертиз, являлся Факультет экспертов-криминалистов (ФЭК) Волгоградской академии МВД России (ранее — Высшей следственной школы МВД СССР). Заметим, что выпускники получали диплом о высшем юридическом образовании и свидетельства на право производства криминалистических экспертиз, поэтому естественно, что во главу угла ставили юридическую подготовку, которая, бесспорно, очень важна, и изучение криминалистики, собственных криминалистических методов исследования, поскольку экспертизы традиционно называются криминалистическими. Экспертов со средним специальным образованием готовили школы милиции.
Но в судебной экспертизе, включая и ее традиционные роды: баллистическую, трасологическую и другие, ведущую роль начали играть методы естественно-научного и технического происхождения. Слушателей пытались обучать естественнонаучным методам экспертного исследования. Однако вследствие отсутствия у них базовых естественных и технических знаний эта затея была обречена на провал. Подготовленные таким образом специалисты могли только заимствовать из других областей какие-то технические решения, компилировать, но не создавать что-то новое. На начальном этапе становления судебной экспертизы такие работы были необходимы и играли роль проводников новых разрабатываемых «большой» наукой методов и аппаратуры. К сожалению, зачастую они так и не продвинулись дальше простого описания возможностей тех или иных общеэкспертных методов до создания конкретных методик исследования вещественных доказательств. В результате многие эффективные и информативные общеэкспертные методы оставались невостребованными, увеличение технической оснащенности экспертных учреждений не вызывало сколько-нибудь заметного повышения доказательственного значения экспертных выводов.
Физики, химики, биологи, инженеры и другие специалисты с естественно-научным или техническим базовым образованием, которые привлекаются на работу в судебно-экспертные учреждения, не знают даже основ материального и процессуального права, криминалистики и теории судебной экспертизы. Обычно они являются специалистами в очень узких областях, и полученные в вузах знания используются ими только на 20— 30%. Стажировки и курсы, с помощью которых их обучали основам процессуального права и криминалистики, не дают необходимых глубоких знаний. Юридические знания и общая правовая культура, насущно необходимые судебным экспертам в повседневной деятельности, приобретаются ими только через несколько лет практической работы. В результате допускаются многочисленные экспертные ошибки и упущения.
Юристы, которые все еще переквалифицируются в судебных экспертов, сталкиваются с еще большими трудностями, поскольку, как мы уже упоминали выше, не имеют базовых знаний для работы с все усложняющейся экспертной техникой.
Безусловно, качество подготовки судебных экспертов путем индивидуальных и групповых стажировок и краткосрочных курсов не может сравниться с систематическим образованием, получаемым в высшем учебном заведении. Еще большие сомнения вызывает качество подготовки экспертов со средним специальным образованием. Практика показывает, что уровень экспертных заключений таких экспертов весьма невысок, они содержат много ошибок. Пока в некоторых судебно-экспертных учреждениях еще работают эксперты со средним специальным образованием, производящие только традиционные криминалистические экспертизы. Однако их подготовка прекращена.
С 1996 г. ФЭК Волгоградской академии и Саратовский юридический институт МВД России, а с 1999 г. и Московский университет МВД России начали готовить судебных экспертов со специализацией эксперт-криминалист.
К настоящему времени завершилась давняя дискуссия о необходимости профильной подготовки судебных экспертов только с высшим образованием. В государственном реестре появилась новая специальность для специалистов с высшим образованием — судебная экспертиза[22]. С 2003 г. действует Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 350600 — «Судебная экспертиза». Выпускникам вузов по этой специальности присваивается квалификация — «Судебный эксперт».
Для координации действий научно-педагогической общественности вузов и представителей учреждений и организаций по обеспечению качества и развития содержания профессионального образования, прогнозирования перспективных направлений и научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов в области судебной экспертизы на базе Саратовского юридического института МВД России создано Учебнометодическое объединение образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы Министерства образования и науки РФ.
Сейчас в высших учебных заведениях МВД России, о которых идет речь, готовят в рамках пятилетней формы обучения экспертов «традиционных» криминалистических экспертиз, получающих по окончании вуза диплом о высшем экспертном образовании и допуски на право производства семи родов экспертиз: трасологических, дактилоскопических, баллистических, холодного оружия, портретных, почерковедческих, технико-криминалистических экспертиз документов. Хотя реально выпускник может овладеть производством экспертиз двух, максимум трех, родов.
Единство интегрированной природы всех видов судебных экспертиз и представления об общеэкспертных методах исследования вещественных доказательств позволило создать предпосылки для выработки единого подхода к подготовке судебных экспертов разных специализаций в рамках вузовского образования. С этой целью разработан новый Государственный образовательный стандарт, предусматривающий унифицированный подход к изучаемым общепрофессиональным дисциплинам, дифференцированное определение дисциплин специализации в зависимости от родов судебных экспертиз.
Практическая реализация данной концепции подготовки судебных экспертов в области судебных инженерно-технических экспертиз (пожарно-технической, автотехнической и взрывотехнической) реализована в Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н. Э. Баумана. В 2003 г. в МГТУ осуществлен первый выпуск судебных экспертов инженернотехнических экспертиз с высшим образованием, в 2004 г. — выпуск судебных экспертов в области компьютерно-технической экспертизы.
В феврале 2005 г. в Московской государственной юридической академии создан Институт судебных экспертиз, где в рамках первого и второго высшего образования студенты обучаются по специальности «Судебная экспертиза» с присвоением квалификации «Судебный эксперт» со специализациями судебно- речеведческие экспертизы (судебная автороведческая, судебная лингвистическая, судебная почерковедческая экспертизы). Начата подготовка судебных экспертов в Волгоградском государственном университете (судебные экспертизы веществ и материалов), Белгородском государственном университете (традиционные криминалистические экспертизы), в ведомственных вузах МЧС России (пожарно-технические экспертизы) и некоторых других высших учебных заведениях. Однако потребность в судебных экспертах столь высока, что еще долгое время, очевидно, будет осуществляться и обучение экспертов путем переподготовки иных специалистов.
Но высшее судебно-экспертное образование — это условие необходимое, но недостаточное для подтверждения экспертной квалификации. Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ ГСЭД для государственных судебных экспертов определение уровня профессиональной подготовки и аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Причем уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
Приказом Министерства юстиции РФ утверждено специальное Положение об аттестации работников судебно-экспертных учреждений Минюста России на право самостоятельного производства судебной экспертизы[23]. Положение устанавливает порядок аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) Минюста России в целях определения их уровня профессиональной подготовленности для производства судебных экспертиз. Для аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы и его продления образуются Центральная экспертно-квалификационная комиссия в Российском федеральном центре судебных экспертиз (РФЦСЭ) и Зональные экспертно-квалификационные комиссии в региональных центрах судебной экспертизы (РЦСЭ) и центральных лабораториях судебной экспертизы (ЦЛСЭ).
В соответствии с Положением право самостоятельного производства судебной экспертизы в СЭУ Министерства юстиции РФ присваивается работникам судебно-экспертных учреждений, имеющим высшее профессиональное образование, прошедшим подготовку по конкретной экспертной специальности в одном из СЭУ Министерства юстиции РФ и обладающим специальными знаниями, необходимыми для производства конкретных родов (видов) судебных экспертиз. Судебный эксперт должен знать действующее законодательство по вопросам судебной экспертизы, ведомственные нормативные акты, регулирующие экспертную деятельность, теоретические основы судебной экспертизы в целом и конкретного ее рода (вида), современные методы и методики производства экспертиз по своей экспертной специальности и владеть ими[24].
Право самостоятельного производства судебной экспертизы в СЭУ Минюста России присваивается сроком на пять лет. Через каждые пять лет экспертно-квалификационной комиссией рассматривается вопрос о его продлении.
Рассмотрим далее, как регламентированы вопросы экспертной аттестации в нормативных актах МВД России.
Приказом МВД России от 14 января 2005 г. № 21 «Об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки» утверждено Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки[25] и Положение о Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В Положении об аттестации экспертов указывается, что в системе Министерства внутренних дел РФ право самостоятельного производства судебных экспертиз предоставляется:
— сотрудникам, состоящим на руководящих и экспертных должностях экспертно-криминалистических подразделений и прошедшим подготовку по конкретному виду экспертной специальности в порядке, установленном нормативными актами МВД России;
— сотрудникам, состоящим на руководящих и преподавательских должностях факультетов (курсов) образовательных учреждений системы МВД России, осуществляющих профессиональное обучение по специальности «Судебная экспертиза», переподготовку и повышение квалификации экспертов органов внутренних дел, прошедшим подготовку по конкретному виду экспертной специальности в порядке, установленном нормативными актами МВД России;
— выпускникам указанных образовательных учреждений, получившим диплом государственного образца по специальности «Судебная экспертиза».
Перечисленные выше сотрудники проходят аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз. За сотрудником, аттестованным на право самостоятельного производства судебных экспертиз другим государственным судебноэкспертным учреждением или образовательным учреждением, имеющим право подготовки специалистов по специальности «Судебная экспертиза», при назначении его на должность в экспертно-криминалистическом учреждении или подразделении системы МВД России сохраняется право самостоятельного производства судебных экспертиз.
В соответствии с ФЗ ГСЭД уровень профессиональной подготовки экспертов системы МВД России каждые пять лет подлежит пересмотру экспертно-квалификационными комиссиями. Для этого создаются: Центральная экспертно-квалификационная комиссия МВД России, экспертно-квалификационные комиссии МВД, главных управлений внутренних дел (ГУВД) / управлений внутренних дел (УВД) по субъектам РФ, УВД на транспорте, экспертно-квалификационные комиссии МВД России, имеющие факультеты (курсы) по переподготовке судебных экспертов.
Сотрудник, аттестуемый на право самостоятельного производства судебных экспертиз или подтверждающий уровень своей профессиональной подготовки, должен знать действующее законодательство по вопросам судебной экспертизы, ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность, а также теоретические основы судебной экспертизы; обладать специальными знаниями и практическими навыками, необходимыми для производства конкретного вида судебных экспертиз в соответствии с действующими экспертными методиками. В аттестационную комиссию представляются менее пяти заключений эксперта по экспертной специальности, выполненных по различным видам исследуемых объектов с необходимыми приложениями, а также отзыв о прохождении стажировки, переподготовки или повышении квалификации.
Система экспертной аттестации в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел очень похожа на систему аттестации кандидатов в эксперты в экспертно-криминалистических службах таможенных органов[26] и направлена на:
а) выполнение единообразных требований ко всем экспертам, производящим экспертизы в таможенных целях;
б) обеспечение доверия к деятельности экспертов на основе подтверждения и официального признания уровня их компетентности самостоятельно выполнять экспертизы в определенной области аттестации;
в) создание условий для взаимного признания результатов экспертной деятельности аттестованных экспертов, а также для взаимного признания дипломов и свидетельств по аттестации экспертов в одной области экспертизы различных федеральных органов исполнительной власти.
Для осуществления аттестации экспертов создаются Главная экспертная комиссия в управлении и экспертные комиссии в службах.
1. Аттестация экспертов включает:
1) подготовку кандидата в эксперты;
2) аттестацию и переаттестацию кандидата в эксперты в соответствии с требованиями, предъявляемыми настоящим Положением;
3) выдачу экспертного свидетельства на право самостоятельного производства экспертиз по направлениям деятельности.
2. Эксперт, проводящий исследования в таможенных целях, должен:
1) обладать знаниями и опытом работы в одной или нескольких областях судебной экспертизы, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи;
2) иметь высшее профессиональное образование по профилю экспертной деятельности;
3) иметь стаж практической работы в соответствующей области знания не менее трех лет или в управлении (службе) не менее трех месяцев и пройти испытательный срок службы в таможенных органах;
4) знать предъявляемые к нему квалификационные требования, уметь провести анализ документов, представленных таможенным органом или заявителем, и принять по ним решение;
5) исследовать товар (объект) по методикам, аттестованным и утвержденным в соответствии с установленным порядком;
6) отобрать образцы (пробы) для исследования на основании знания правил отбора образцов (проб) и выполнения методик отбора, аттестованных и утвержденных в соответствии с установленным порядком;
7) оформить соответствующие документы по результатам исследований;
8) разрабатывать при необходимости методики исследования товаров (объектов) на основе общих требований к таким методикам;
9) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту исследований, а также достоверность результатов своей деятельности;
10) обеспечивать конфиденциальность полученной в результате исследований информации;
11) докладывать своему непосредственному начальнику о недопустимых случаях воздействия каких-либо лиц на эксперта, поскольку не допускается воздействие на эксперта каких- либо лиц и организаций в целях получения заключения в пользу какого-либо из участников процесса или в интересах других лиц;
12) соблюдать во всех случаях этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным.
3. Специальная подготовка кандидатов в эксперты, в том числе стажировка, осуществляется в организациях по профилю специализации эксперта, а также в Российской таможенной академии, Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении, экспертно-криминалистических службах региональных таможенных управлений. В процессе подготовки кандидата в эксперты он должен принимать участие в выполнении всех работ, предусмотренных процедурами экспертно-исследовательской деятельности.
Кандидат в эксперты представляет в экспертную комиссию список (не менее 20) проведенных за период подготовки экспертно-исследовательских работ, копий экспертных заключений и актов экспертизы (исследования) с назначением экспертизы (исследования) таможенным органом, выполненных кандидатом в эксперты совместно с наставником либо под его контролем; отзывов наставников на экспертные заключения кандидата в эксперты и копий наблюдательных производств по экспертизам, выполненных наставником (если таковые назначались).
При положительном решении Главной экспертной комиссии эксперту выдается экспертное свидетельство установленного образца сроком на пять лет. По истечении срока действия экспертного свидетельства эксперт проходит переаттестацию в соответствии с установленным порядком.
Положением предусмотрена досрочная переаттестация эксперта в случаях, если экспертные работы не осуществлялись им в течение года; в экспертную комиссию поступило заявление об отрицательной характеристике деятельности эксперта или нарушении правил производства экспертиз от непосредственного начальника или таможенного органа; экспертом в соответствии с выполняемыми им должностными обязанностями совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена законодательством РФ.
При наличии заявления эксперта о расширении области производства экспертиз проводится аттестация с целью получения нового экспертного свидетельства.
Основным документом, подтверждающим квалификацию эксперта, является диплом о высшем экспертном образовании, который остается в его распоряжении независимо от места работы или службы. Однако дипломированные судебные эксперты все равно обязаны пройти аттестацию и получить свидетельство на право производства экспертиз. В их распоряжении, таким образом, оказывается сразу два документа, соотношение которых не урегулировано нормативными актами. При оценке экспертного заключения все это неизбежно создает трудности и противоречия.
Сама аттестация судебных экспертов, вне всякого сомнения, необходима, но ее порядок, по нашему мнению, должен быть пересмотрен. Представляется, что решением вопроса было бы создание независимых вневедомственных экспертно-квалификационных комиссий, единых для государственных и негосударственных судебных экспертов, которые каждые пять лет подтверждали (либо не подтверждали) бы квалификацию эксперта. При поступлении на работу (службу) в государственное экспертное учреждение дипломированный эксперт должен был бы предъявить заключение такой комиссии. Окончившие вузы по специальности «судебная экспертиза», прежде чем быть допущенными к самостоятельной экспертной деятельности, должны получить в этой комиссии подтверждение своей квалификации с выдачей свидетельства.
В перспективе, по мере подготовки судебных экспертов с высшим экспертным образованием, свидетельства на право производства экспертиз должны постепенно заменяться дипломами о высшем образовании, как это имеет место по всем остальным специальностям. На переходный период, по нашему мнению, эти свидетельства не могут иметь чисто ведомственной принадлежности. Решение вопроса о возможности сотрудника занимать в государственном экспертном учреждении экспертную должность (эксперт, старший эксперт, главный эксперт) должно приниматься по результатам очередной служебной аттестации или при замещении должности по конкурсу.
Регулярную переаттестацию каждые пять лет согласно ст. 13 ФЗ ГСЭД проходят и государственные судебные эксперты других ведомств (МЧС, ФСКН, ФСБ, Минобороны России, Минздравсоцразвития России). Однако пока все эти требования относятся исключительно к государственным судебным экспертам. До недавнего времени не существовало механизма подтверждения квалификации экспертов негосударственных экспертных учреждений. В то же время, поскольку большое число судебных экспертиз выполняется вне государственных экспертных учреждений, объективизация процесса доказывания диктует обеспечение единых квалификационных требований к государственным судебным экспертам, судебным экспертам негосударственных экспертных учреждений и частным экспертам.
Выше мы уже упоминали о функционирующей на базе РФЦСЭ при Минюсте России Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы, в рамках которой осуществляется оценка и подтверждение компетентности судебных экспертов по различным экспертным специальностям.
Система добровольной сертификации важна для практикующих негосударственных экспертов, которые тем самым могут легитимизировать свой статус как судебных экспертов. Еще большее значение она имеет при первоначальной экспертной подготовке. С лицами, претендующими на прохождение добровольной сертификации по конкретному виду судебной экспертизы, проводятся лекционные и семинарские занятия, они выполняют контрольные работы и представляют сертификационной комиссии пять экспертных заключений с приложениями, иллюстрациями и другими материалами, подтверждающими качество выполненной работы и профессионализм исполнителя. Заключения заранее рецензируются опытными государственными экспертами СЭУ. Далее претенденты сдают экзамен, и по результатам сертификационная комиссия принимает решение о выдаче сертификата сроком на пять лет и включении прошедших сертификацию в единый Реестр.
Аттестация для сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений может рассматриваться и в другом аспекте. Как уже упоминалось выше, большинство государственных судебных экспертов являются сотрудниками органов, на которые распространяются специальные законы и положения о службе. Эти государственные эксперты проходят еще и аттестацию согласно нормативным актам соответствующих ведомств.
Государственные судебные эксперты МВД России являются сотрудниками милиции, и их служебная деятельность регламентируется Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации[27]. В соответствии с этими нормативными актами эксперты — сотрудники милиции помимо экспертной подготовки должны пройти профессиональную подготовку и поддерживать ее на необходимом уровне. Согласно ст. 7 Положения эта подготовка помимо обучения в учебных заведениях включает специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, повышение квалификации и переподготовку. В целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям проводится его аттестация (ст. 17 Положения). Судебный эксперт, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении, а сотрудник, заключивший контракт на неопределенный срок, — каждые пять лет службы. Кроме того, аттестация осуществляется при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел.
Государственные судебные эксперты Центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз и судебно-медицинских лабораторий Минобороны России являются лицами среднего и старшего начальствующего состава Российской армии, поэтому их аттестация как военнослужащих производится согласно Положению о порядке прохождения военной службы[28]. Аттестация судебного эксперта как военнослужащего, порядок которой регламентируется ст. 26 Положения, производится в целях определения его соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования. Эксперты — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры. В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий.
Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях создаются аттестационные комиссии, подотчетные командиру воинской части, в которой она создана. В Министерстве обороны РФ (федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия (ст. 27 Положения).
Судебные эксперты — сотрудники экспертно-криминалистических служб Федеральной таможенной службы являются должностными лицами таможенных органов, поскольку занимают в них должности, которым присвоены специальные звания или квалификационные разряды. Как и другие сотрудники таможенных органов, судебные эксперты проходят специальную аттестацию[29] для решения вопросов о соответствии сотрудника таможенного органа занимаемой должности. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Досрочная аттестация сотрудника таможенного органа может быть проведена по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа. Параллельно каждые пять лет должна производиться аттестация экспертов экспертно-криминалистических служб таможенных органов в целях организации их допуска к самостоятельной экспертной деятельности[30]. Аналогично решается вопрос с аттестацией в экспертных подразделениях ФСБ России.
Отсюда можно сделать заключение, что эксперты государственных судебно-экспертных учреждений, имеющие специальные звания, а таких большинство, в разные сроки проходят две аттестации, причем требования этих аттестаций часто не совпадают. Более того, опытный судебный эксперт, овладевший многими методиками исследования вещественных доказательств, может иметь не очень крепкое здоровье, плохо выполнять нормативы по стрельбе или физической подготовке. Если бы этот эксперт работал в государственном судебно-экспертном учреждении Минюста России или Минздравсоцразвития России, указанные недостатки не имели бы никакого значения и не мешали бы его служебной карьере. Таким образом, нарушается декларируемый ФЗ ГСЭД принцип об одинаковых требованиях ко всем государственным судебным экспертам независимо от их ведомственной принадлежности.
-
Статья 12 ФЗ ГСЭД. ↑
-
Согласно ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем судебно-экспертной деятельности лицензии не требуется. ↑
-
См. приложения 1—6, 9, 10. ↑
-
Статья 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне). ↑
-
Статья 9. ↑
-
Статья 21 Закона о государственной тайне. ↑
-
Статья 24 Закона о государственной тайне. ↑
-
Там же. ↑
-
Права и обязанности руководителя экспертного учреждения рассмотрены в главе 6. ↑
-
См. приложение 6. ↑
-
См., например: Белкин Р. С. Курс криминалистики; Российская Е. Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском и арбитражном процессе. М., 1996. ↑
-
См.: Энциклопедия судебной экспертизы. ↑
-
О подготовке судебных экспертов см. в последнем разделе настоящей главы. ↑
-
См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / вступ. ст. В. Ф. Яковлева // Консультант- Плюс: Комментарии законодательства. ↑
-
См. главу 11. ↑
-
См.: Виницкий Л. В. Осмотр места происшествия: организационные, процессуальные и тактические вопросы. Караганда, 1986. ↑
-
См. приложение 1. ↑
-
Статьи 119—122 Конституции РФ. ↑
-
Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». ↑
-
См. приложения 2—5. ↑
-
См.: Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А. В. Сухарев. М., 1999. ↑
-
Приказом Госкомитета РФ по высшему образованию от 5 марта 1994 г. № 180 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования» в этот классификатор была включена новая специальность, имевшая код 022400, — «Судебная экспертиза». ↑
-
Приказ Минюста России от 12 июля 2007 г. № 142 «Об утверждении Положения об аттестации экспертов государственных судебноэкспертных учреждения Министерства юстиции Российской Федерации». ↑
-
См.: Профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России: методическое издание / под общ. ред. Т. П. Москвиной. М., 2005. ↑
-
В приложении 1 к данному приказу приведен перечень экспертных специальностей, по которым в органах внутренних дел Российской Федерации проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз. ↑
-
Положение об аттестации экспертов, утвержденное приказом ГТК России от 7 июня 2004 г. № 646 (см. приложение 15). ↑
-
Утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I. ↑
-
Утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы». ↑
-
Статьи 3, 47 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». ↑
-
Приказ ГТК России от 7 июня 2004 г. № 646 «Об утверждении Положения об аттестации экспертов». ↑
Правила выбора хорошего эксперта
Знание профессии и квалификация
Хороший эксперт должен быть профессионалом в своей области знания. Он должен хорошо знать особенности своего дела и иметь соответствующую квалификацию. Для этого эксперт должен иметь образование и специализированное обучение в своей области.
Независимость и негосударственный статус
Эксперт должен быть независимым от сторон в экспертизе и от государственных органов. Он не должен быть заинтересованной стороной в рассматриваемом деле. Также желательно, чтобы эксперт был негосударственным специалистом.
Ученый или специалист в определенной области
Хорошим экспертом может быть как ученый, так и специалист, обладающий большим опытом в определенной области. Важно, чтобы эксперт имел глубокие знания и практические навыки в своей области специализации.
Судебная деятельность и опыт работы
Если требуется экспертиза в судебном процессе, необходимо удостовериться, что эксперт имеет опыт работы в судебных делах. Опыт работы в данной области позволяет эксперту лучше разбираться с судебной практикой и требованиями к проведению экспертизы.
Обязанности и особенности работы эксперта
Хороший эксперт должен быть готов выполнить все предъявляемые к нему обязанности. Он должен знать, что от него ожидается, и быть готов к работе по проведению экспертизы. У эксперта должны быть хорошие аналитические навыки, а также умение докладывать о своих результатах и выводах.
Просто эксперт или специалист?
При выборе эксперта нужно обращать внимание на специализацию эксперта. В зависимости от рассматриваемого вопроса или проблемы, может потребоваться эксперт определенного профиля, например, медицинского или юридического специалиста.
Не делайте выбор наугад
Выбор эксперта должен быть осмысленным и обоснованным. Не стоит делать выбор наугад или полагаться на случай. Лучше всего обратиться к рекомендациям и отзывам о профессионалах, а также провести собеседование с потенциальными кандидатами.
Все эти правила выбора эксперта очень важны, чтобы получить правильную и объективную экспертизу. Использование проверенных методов и критериев в выборе эксперта поможет избежать ошибок и неправильных решений.
Единоличная и комиссионная экспертиза.
Суд может поручить проведение как одному эксперту, так и группе специалистов. В первом случае это именуется «единоличной» экспертизой, во втором – «комиссионной». Как правило, комиссионная назначается в особо сложных случаях, когда требуются познания сразу нескольких специалистов либо когда объём изучаемых материалов достаточно большой. Такой вид потребует больших финансовых затрат.
В итоговом заключении важно проверить, чтобы каждый эксперт подписал документ об ответственности за дачу ложных выводов.
Независимость судебного эксперта
В ст. 7 ФЗ ГСЭД законодатель подчеркивает, что при производстве судебной экспертизы эксперт независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела, т. е. фактически важнейшей стороной независимости эксперта является его процессуальная самостоятельность, которая гарантируется порядком назначения и производства судебной экспертизы, а также обеспечивается возможностью его отвода. Является ли судебный эксперт государственным экспертом, сотрудником негосударственного экспертного учреждения или частным экспертом, он дает заключение от своего имени и несет за данное им заключение личную ответственность.
Судебный эксперт независим в выборе методов, средств и методик экспертного исследования, необходимых, с его точки зрения, для изучения данных конкретных объектов экспертизы. Руководитель экспертного учреждения может рекомендовать эксперту воспользоваться тем или иным методом, средством, применить ту или иную методику, однако право выбора остается за экспертом.
Воздействие на эксперта со стороны лиц, участвующих в деле, и иных лиц не допускается. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат уголовной ответственности (ст. 302 УК).
Однако на самостоятельность суждений эксперта, на независимость судебной экспертизы влияют многие факторы и одних процессуальных требований явно недостаточно. Государственные судебно-экспертные учреждения зачастую подчиняются тем же органам исполнительной власти, что и следственные аппараты, органы дознания, например, в Министерстве внутренних дел, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе безопасности. Такая ситуация, безусловно, отрицательно влияет на независимость как судебного эксперта, так и экспертного учреждения в целом. В реальной жизни существует множество способов оказания давления на эксперта или руководителя судебно-экспертного учреждения. Руководитель экспертного учреждения может, например, по указанию кого-то из вышестоящих начальников передать производство экспертизы другому эксперту, если вывод, сделанный первоначально назначенным экспертом, кого-то не устраивает. По закону первый эксперт может выступить со своим особым мнением, но, будучи сотрудником военизированного подразделения, где его судьба существенным образом зависит от старших начальников, сделает ли он это? Ответ далеко не однозначен!
Напрашивается решение о выделении государственных экспертных учреждений и создании государственной судебно-экспертной службы, не связанной с органами дознания и предварительного расследования. Строго говоря, такая служба давно существует — это судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции РФ. Казалось бы, для обеспечения независимости судебной экспертизы все государственные экспертные учреждения следовало бы сосредоточить именно под эгидой Минюста России. Но практика показывает, что во многих случаях оторванность судебно-экспертной службы от органов дознания и следственных аппаратов приносит значительно больше вреда, чем пользы. Теряется оперативность применения специальных знаний, определяющая зачастую весь успех раскрытия и расследования преступления в целом. Да и вообще, строго говоря, возможна ли абсолютная независимость? Ведь далеко не всегда могут избежать постороннего влияния даже судьи, на независимость которых прямо указано в Конституции РФ[18] и в специальном законе[19], где даются гарантии независимости судьи.
Следует учитывать, что реальная независимость негосударственных судебно-экспертных учреждений, частных экспертов, несмотря на то, что многие из них именуют себя независимыми, далеко не всегда имеет место. В некоторых случаях экспертный вывод может находиться в прямой зависимости от суммы гонорара за проведенное исследование. Представляется, что некорректно называть судебные экспертизы, производимые в негосударственных экспертных учреждениях, независимыми, а частных экспертов — независимыми экспертами, поскольку отсюда следует, что в государственных экспертных учреждениях выполняют «зависимые» экспертизы.
Как нам представляется, выход не в обеспечении абсолютной независимости эксперта, которая, как и любая абстракция, в условиях реального социума недостижима, хотя к ней, конечно, надо стремиться, а в возможности проведения альтернативных судебных экспертиз, в конкуренции государственных и негосударственных экспертных учреждений.
Независимость судебного эксперта обусловливается, кроме того, одинаковым уровнем требований к профессиональной подготовке государственных и негосударственных экспертов. В ст. 13 ФЗ ГСЭД устанавливается порядок определения уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестации их на право самостоятельного производства судебной экспертизы. С этой целью в ряде федеральных органов исполнительной власти созданы и функционируют экспертно-квалификационные комиссии. Причем через каждые пять лет эксперт должен подтверждать уровень своего профессионализма в указанных комиссиях.