Краткая аннотация федеральный закон 131 о местном самоуправлении последняя редакция
ФЗ 131 о местном самоуправлении
Одной из форм власти, регламентированной конституцией, является местное самоуправление. Далее, в статье расскажем каким законом регулируется деятельность этого самостоятельного уровня власти, что из себя представляет ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», какие вопросы решаются и какие полномочия даны органам на местах.
Что из себя представляет закон
Актом, который лёг в основу регулирования деятельности органов местного самоуправления являлся ФЗ от 28.08.1995.
Издание подобного акта позволило создать систему управления на местах на всей территории РФ, а также выявить следующие проблемы при реализации вышеназванного акта:
- нечеткость и неорганизованность системы;
- неорганизованность полномочий органов;
- неопределённость муниципальных территорий;
- неясность порядка создания и учреждения органов самоуправления;
- несоответствие существующих ресурсов объёму поставленных и решаемых задач;
- удалённость управлений от самой территории и проживающего там населения;
- неясность при взаимодействии иных государственных (контролирующих органов) с управлениями на местах.
Все перечисленные проблемы послужили поводом для создания ФЗ 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Указанный закон был принят 6 октября 2003 года, первоначальная редакция которого была напечатана сразу в нескольких изданиях.
Общее количество редакций, которые претерпел ФЗ-131, на май 2019 года уже перевалило за 100. Последняя редакция начала своё действие 1 мая 2019 года на основании изданного ФЗ от 01.05.2019 № 87-ФЗ.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Краткое содержание
Итак, как уже говорилось выше, 131-ФЗ «О местном самоуправлении» закрепляет основы построения власти на определённой территории, порядок участия населения в управлении, а также полномочия таковых органов. Согласно названного акта, муниципальным образованием является определённая территория управление которой осуществляется народом, проживающим на её территории при помощи местной власти. Формирование этой власти происходит в соответствии с обычаями такого народа.
На территории РФ существует несколько видов населённых пунктов состав, размер и границы которых определяются соответствующим нормативным актом.
131-ФЗ регулирует следующие вопросы об органах местного самоуправления:
- Характеристики, виды и официальные названия муниципальных образований, находящихся на территории РФ.
- Список полномочий.
- Создание органов управления на местах.
- Экономические основы деятельности подобных органов.
- Порядок и основные правила составления муниципальных актов.
Краткое содержание закона 131-ФЗ о местном самоуправлении
12 глав, содержание которых делится на следующие:
- 1 — об общих положениях;
- 2 — о принципах организации самоуправления;
- 3 — вопросы, которые нужно решать на местном уровне;
- 4 — список иных компетенций, которыми наделены органы;
- 5 — как население может участвовать в управлении;
- 6 — перечень должностных лиц и список таковых органов;
- 7 — акты, которые могут издавать муниципальные власти;
- 8 — экономические начала;
- 9 — порядок работы между органами;
- 10 — ответственность органов на местах и контроль за их деятельностью;
- 11 — особенности организации местной власти;
- 12 — переходные положения.
Основные положения ФЗ
Действующим федеральным законом о местном самоуправлении 131-ФЗ закреплён целый список полномочий, которыми обладают муниципалитеты:
- Принятие и проведение различных программ, направленных на улучшение качества жизни в собственном округе.
- Принятие собственного устава и конституции, а также реализация их положений.
- Создание и финансирование различных финансовых организаций.
- Утверждение тарифов на услуги, которые оказывают муниципальные предприятия.
- Работа на выборах.
131-ФЗ об органах местного самоуправления определяет территориальное деление, границы земель в них входящих, а также порядок изменения площади всего образования. Так, ст. 2 вышеназванного закона содержит в себе целый ряд видов поселений:
- Сельское поселение представляет собой объединение нескольких населённых пунктов (деревня, поселок, село и пр.), в котором управление осуществляется населением либо через выборные органы.
- Городское поселение представляет собой город, способ управления в котором такой же, как и в сельском поселении.
При этом муниципальный район представляет собой совокупность городских и сельских поселений, а также территорий и земель вокруг них. При этом следует знать, что у каждого поселения есть свои органы власти, а в компетенцию муниципального района входит регулирование взаимодействия между ними.
Муниципальным округом является объединение нескольких населённых пунктов, которые не относятся к муниципальным образованиям. К городскому округу принято относить территорию одного либо нескольких населённых пунктов.
Вопросы, отнесенные к ведению
Местное самоуправление, согласно действующего ФЗ-131 уполномочивает местные органы на осуществление целого ряда функций и решение определённых вопросов. Перечень названных вопросов условно можно отнести к вопросам, которые возникают в процессе существования всего населённого пункта. Так, муниципальные образования могут самостоятельно осуществлять деятельность по управлению собственностью, бюджетом, общественной безопасностью, налогами.
Полномочия сельских и городских поселений можно назвать следующие:
- Ведение, составление и планирование бюджета.
- Работа с налогами, а именно их установление, изменение и отмена.
- Распоряжение собственным имуществом.
- Организация работ по оказанию коммунальных услуг в пределах предоставленных полномочий.
- Организация и проведение работ на дорогах местного назначения.
- Работа с социально незащищёнными слоями населения, а также в малоимущими.
- Регулирование деятельности транспорта и создание собственной транспортной инфраструктуры.
- Участие в мероприятиях, направленных на профилактику терроризма либо ликвидацию наступивших последствий.
- Участие и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
- Работы по проведению и соблюдению пожарной безопасности.
- Создание и формирование социально значимых, культурных и спортивных объектов, а также библиотечных и архивных фондов.
- Разработка правил застраивания и утверждение землепользования.
- Присвоение адресов объектам.
- Осуществление контроля за использованием земель, а именно за использованием земли по назначению, соблюдением сроков использования, реализацией договоров на землю, сбор всей необходимой информации.
- Содержание кладбищ.
- Работы по благоустройству, к которым можно отнести действия по облагораживанию существующих объектов и земель, строительству и ремонту существующих объектов, созданию комфортных условий проживания и эстетического оформления.
- Организация мероприятий, направленных на безопасность проживающего населения.
- Содействие в развитие малого бизнеса и предпринимательства на территории муниципального объединения.
- Осуществление контроля в лесных территориях.
- Проведение работ с молодёжью.
- Иные вопросы, которые перечислены в ст. 14 вышеназванного закона.
Публичные слушания и нововведения 2019 года
Ст. 28 ФЗ 131-ФЗ фиксирует ещё одну особенность органов местного самоуправления: проведение общественных слушаний, основной целью которых является рассмотрение и утверждение правовых актов, имеющих значение для муниципалитета.
При этом вопросы, которые могут рассматриваться публично могут быть следующие:
- Рассмотрение проекта устава муниципалитета.
- Анализ проекта бюджета и отчёта об его исполнении.
- Рассмотрение вопроса о преобразовании муниципалитета.
Предпоследние изменения, которые коснулись вышеупомянутого ФЗ были введены в действие 01.05.2019:
- Изменено понятие городского округа — территория и поселения, находящиеся в одной местности, но не признанные муниципальными округами.
- Введено понятие административного центра городского округа — место, где расположена Администрация округа.
Вопрос укрупнения муниципальных образований имеет в себе как положительную, так и отрицательную стороны. Положительная заключается в объединении не только территорий, но и доходов, бюджетов. А вот отрицательная состоит в том, что вышеназванные действия могут привести к повышению тарифов, а также к замедлению решению целого ряда вопросов по причине удаленности центра.
Последние изменения датированы 27.12.2019 г. Они коснулись, в частности:
- внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления, которые теперь могут проводиться в целях проверки выполнения ранее вынесенных предписаний об устранении выявленных правонарушений. Такие проверки могут проводиться без согласования с прокуратурой;
- полномочий органов госконтроля при выдаче указанных выше предписаний;
- правопреемства вновь созданных органов местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления чётко регулируется нормами действующего законодательства, в основе которого лежит федеральный закон от 2003 года.