Ио или исполняющий полномочия
Трудовой договор с генеральным директором от имени общества может подписать (п. 2 ст. 40 Закона от 08.02.1998№ 14-ФЗ):
- лицо, председательствующее на общем собрании участников общества, на котором был избран руководитель;
- участник общества, уполномоченный на это решением общего собрания;
- председатель совета директоров (наблюдательного совета) или уполномоченное таким советом лицо, если решение таких вопросов отнесено к компетенции совета.
Отметим, что даже если единственный учредитель ООО назначил генеральным директором самого себя, лучше оформить трудовой договор. Учредитель подпишет его дважды – и как представитель общества (руководитель), и как работник.
- Передача полномочий временным директором штатному
- Риски при работе временно исполняющих обязанностей
- Приказ о назначении генерального директора
- Увольнение генерального директора
- Перевод или увольнение временного руководителя
- Как правильно подписывать документацию исполняющему обязанности
- Ответственность генерального директора
- Взаимодействие временного директора с собственником бизнеса
- Оплата труда временно исполняющих обязанности
- И.О не ставим, так как должность сотрудника не меняется
- Продление полномочий генерального директора
- Временно исполняющий обязанности: сокращение в документах
- Рекомендации по работе с временно исполняющими обязанности
- Плюсы и минусы назначения временно исполняющих обязанности
- Подводные камни при выборе временно исполняющего обязанности
- Обязанности генерального директора
Передача полномочий временным директором штатному
При передаче полномочий важно:
- Полностью передать документацию.
- Детально рассказать о текущих проектах и проблемах.
- Согласовать график и форматы отчетности в переходный период.
Риски при работе временно исполняющих обязанностей
Главные риски, которые несет назначение ИО и ВРИО:
- Нарушение сроков и процедуры назначения.
- Некорректное документальное оформление.
- Ошибки в оплате труда временных руководителей.
- Нечеткое разграничение полномочий ИО/ВРИО и штатных сотрудников.
- Конфликт интересов между временными и постоянными менеджерами.
Чтобы минимизировать риски, нужно тщательно прорабатывать все организационные и юридические аспекты назначения временных руководителей.
Приказ о назначении генерального директора
При оформлении на работу генерального директора в общем порядке оформляется приказ о приеме на работу. В нем директор расписывается и как работник, и как руководитель организации. И также можно оформить отдельный приказ о вступлении в должность генерального директора, хотя это и необязательно (Письмо Роструда от 22.09.2010 N2894-6-1).
Увольнение генерального директора
Отметим, что уволить генерального директора можно:
- по тем же основаниям, что и любого другого сотрудника (например, в связи с истечением срока трудового договора, по соглашению сторон или по собственному желанию);
- по особым основаниям. Их два. Первое – в связи с отстранением от должности руководителя организации – должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). Второе – в связи с принятием уполномоченным органом общества решения о прекращении трудового договора (ст. 278 ТК РФ).
При увольнении оформляются все те же документы, что и при увольнении других работников, в частности приказ об увольнении, в трудовую книжку гендиректора вносится запись об увольнении либо же оформляются сведения о трудовой деятельности.
Подписать приказ об увольнении может сам генеральный директор или уполномоченное им лицо (Письмо Роструда от 11.03.2009№ 1143-ТЗ).
Перевод или увольнение временного руководителя
После прекращения полномочий перед работодателем встает вопрос: что делать с ВРИО или ИО дальше?
Варианты такие:
- Вернуть сотрудника на прежнюю должность.
- Перевести на новую должность с учетом приобретенного опыта.
- Уволить по соглашению сторон.
Главное – все решения принимать строго в рамках ТК РФ, избегая конфликтов.
Как правильно подписывать документацию исполняющему обязанности
При подписании приказов и договоров временным заместителем допустимо указывать приставку и. о. Точные правила, какая подпись ставится исполняющим обязанности генерального директора, обозначены в п. 5.22 Нацстандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. приказом Росстандарта № 2004-ст от 08.12.2016 и в п. 4.22 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016. В них отмечено, что, подписывая документацию, должностное лицо, временно выполняющее функции руководителя, обязано указывать статус, возложенный на него распорядительным актом.
Подобным образом подписывают документы сотрудники, замещающие и других должностных лиц, например главного бухгалтера, начальника отдела кадров и руководителей других подразделений компании.
Вот пример, как правильно подписать приказ исполняющему обязанности руководителя сокращенно:
Ответственность генерального директора
Генеральный директор несет перед ООО ответственность за убытки, которые он причинил обществу своими виновными действиями или бездействием. Взыскать такие убытки через суд может само общество или его участник (п. 2, 5 ст. 44 Закона от 08.02.1998№ 14-ФЗ).
Взаимодействие временного директора с собственником бизнеса
Рекомендации собственнику:
- Четко определить задачи и полномочия ИО/ВРИО.
- Регулярно контролировать деятельность временного директора.
- Своевременно принимать ключевые стратегические решения.
Рекомендации временному директору:
- Регулярно согласовывать важные решения с собственником.
- Оперативно информировать о возникающих проблемах.
- Не выходить за рамки предоставленных полномочий.
Оплата труда временно исполняющих обязанности
Основные варианты расчета зарплаты ИО и ВРИО:
- По соглашению сторон устанавливается фиксированный размер доплаты.
- На основе разницы между окладами временного руководителя и штатного сотрудника.
- По правилам совмещения должностей (ст. 151 ТК РФ).
Дополнительный доход ИО и ВРИО облагается НДФЛ и страховыми взносами. В бухучете он будет отражаться по статьям расходов на оплату труда.
При совместительстве для временного руководителя оформляется отдельная зарплатная ведомость. А при совмещении доплата идет в общем порядке.
Размер вознаграждения зависит от объема и сложности дополнительных обязанностей, поэтому должен быть обоснованным.
И.О не ставим, так как должность сотрудника не меняется
Итак, как писать в документах сокращенно «исполняющий обязанности директора»? Все просто, такое обозначение не нужно ставить вовсе. Объясняется это следующим. Из-за того, что на сотрудника возложены обязанности директора, его должность, указанная в штатном расписании, не меняется. Поэтому при заключении договоров замещающий директора сотрудник указывает свою должность. Никаких «И.О», «ВРИО», «Исполняющий обязанности», подписывая договор, указывать не нужно.
Таким образом, популярный вопрос: как писать в документах, если исполняющий обязанности директора женщина, не имеет смысла.
Никаких ограничений на временное выполнение функций руководителя организации любым подходящим работником действующее законодательство не содержит (п. 1 Порядка, утв. разъяснением от 29.12.1965 Госкомтруда СССР № 30 и Секретариата ВЦСПС № 39). В этом случае издается приказ о временно исполняющем обязанности директора.
Подробнее об этом см. «Назначение исполняющего обязанности директора: образец приказа 2018».
Специально для читателей наши специалисты подготовили пример, как писать «исполняющий обязанности директора» в документах в шапке:
Продление полномочий генерального директора
Участники ООО могут продлить полномочия генерального директора по окончании срока в том же порядке, в котором директор избирался. То есть для этого нужно созвать общее собрание участников и принять решение о продлении полномочий директора ООО (об избрании руководителя на новый срок). Поскольку руководитель общества не поменялся, сообщать в ИФНС о продлении полномочий не требуется – в ЕГРЮЛ указаны правильные данные о единоличном исполнительном органе общества.
Если срок трудового договора с генеральным директором истек, после избрания руководителя на новый срок необходимо заключить с ним новый трудовой договор (Письмо Минтруда от 27.04.2021 № 14-2/ООГ-3772).
В то же время допускается заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с гендиректором о продлении срока договора в ситуации, когда срок договора с учетом продления не превысит 5 лет (ст. 58 ТК РФ).
Временно исполняющий обязанности: сокращение в документах
А как нужно оформлять документ в части подписи, если подпись ставит временно исполняющий обязанности сотрудник? Должен ли он ставить приписку «врио» или «ио»?
Посмотрим ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт РФ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст. В нем сказано, что при подписании документа лицом, исполняющим обязанности руководителя, подпись оформляется с указанием статуса должностного лица в соответствии с приказом. То есть подпись в документе будет выглядеть так:
И.о. директора подпись И.о. фамилия
или:
Исполняющий обязанности
директора подпись И.о. фамилия
Аналогичным образом оформляется подпись временно исполняющего обязанности работника за отсутствующего сотрудника, занимающего другую должность, например за главного бухгалтера или кассира.
Рекомендации по работе с временно исполняющими обязанности
Советы руководителям:
- Ставить четкие цели и задачи ИО/ВРИО.
- Обеспечивать ресурсы для выполнения возложенных обязанностей.
- Регулярно контролировать работу временных управленцев.
Советы временным руководителям:
- Четко определять границы своих полномочий.
- Регулярно отчитываться о проделанной работе.
- Повышать квалификацию в сфере менеджмента.
Плюсы и минусы назначения временно исполняющих обязанности
Положительные стороны ИО и ВРИО:
- Быстрое закрытие вакансии руководителя.
- Возможность опробовать внутренние кадры.
- Экономия на поиске новых сотрудников.
Отрицательные стороны:
- Неопределенность статуса временных управленцев.
- Снижение мотивации ИО и ВРИО со временем.
- Риск ошибок из-за неопытности.
Подводные камни при выборе временно исполняющего обязанности
Ошибки при выборе кандидатуры ИО или ВРИО:
- Назначение неподготовленного специалиста.
- Выбор “неудобного” для штатных сотрудников кандидата.
- Риск возникновения конфликта интересов.
- Несоответствие выбранной кандидатуры уставным требованиям.
Чтобы их избежать, нужно тщательно анализировать все за и против при выборе временно исполняющего обязанности.
Обязанности генерального директора
Обязанности директора – это по сути те полномочия, которыми наделяет его общество. То есть в обязанности генерального директора входит:
- руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации;
- организация работы всех структурных подразделений, повышение эффективности работы;
- обеспечение выполнения организацией всех обязательств перед бюджетом, поставщиками, заказчиками и кредиторами;
- обеспечение организации квалифицированными кадрами, создание безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда;
- заключение и выполнение коллективного договора;
- обеспечение соблюдения трудовой и производственной дисциплины;
- решение вопросов, касающихся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности организации, в пределах предоставленных прав;
- защита имущественных интересов организации в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.