Выдать трудовую книжку так как трудоустраиваюсь впервые

Выдать трудовую книжку так как трудоустраиваюсь впервые

До перехода на электронные трудовые книжки (ЭТК) основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника была бумажная трудовая книжка (ч. 1 ст. 66 ТК РФ). Именно в нее попадали основные трудовые сведения работника. Сегодня же у одних работников бумажная трудовая есть, у других – нет.

Бумажные трудовые книжки ведутся по форме, утвержденной Приказом Минтруда от 19.05.2021 N 320н. Ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. А вот ответственным за непосредственное ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек является специально уполномоченное лицо, которое назначается приказом (распоряжением) работодателя (ч. 3 ст. 66 ТК РФ, п. 42 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, Приказ Минтруда от 19.05.2021 N 320н, далее – Порядка).

О порядке выдачи работнику оригинала трудовой книжки расскажем в нашей консультации и приведем образец соответствующего заявления.

Сразу отметим, что иногда под выдачей трудовой книжки понимается ее оформление поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65 ТК РФ). Однако с 2021 года работникам-новичкам, которые ранее нигде не трудились, бумажные трудовые больше не оформляются. Сведения об их трудовой деятельности хранятся у работодателя и передаются в СФР только в электронном виде посредством представления формы ЕФС-1.

Можно ли выдавать оригинал трудовой книжки?

Законодательно предусмотрено как минимум 2 ситуации, когда трудовая книжка должна быть возвращена работнику:

  • в день его увольнения (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ);
  • при переходе на ЭТК. Если работник подал заявление на предоставление ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде, работодатель должен вернуть бумажную трудовую работнику в течение 3 рабочих дней (п. 35 Порядка).

Другой случай, когда работник вправе получить оригинал трудовой книжки, – трудовая книжка понадобилась работнику в целях его обязательного социального страхования (обеспечения) (ст. 62 ТК РФ).

В иных случаях, когда работнику нужна трудовая книжка, работодатель должен выдавать ее заверенную копию или выписку из трудовой книжки. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления работника (о выдаче копии трудовой).

Выдать по своему желанию или по просьбе работника вместо копии оригинал трудовой книжки работодатель не имеет права.

Выдача трудовой книжки по заявлению работника

Когда работник увольняется, бумажная трудовая книжка должна быть выдана ему автоматически (при условии, конечно, что на ЭТК он не переходил). То есть никаких заявлений на ее получение работник писать не должен. Но возможна и иная ситуация. Например, в день прекращения трудового договора работник отсутствовал на работе или отказывается от получения трудовой книжки. В этом случае работодатель должен направить работнику уведомление о необходимости прийти за трудовой книжкой или дать согласие на отправку книжки по почте. Соответственно, работник может передать работодателю такое согласие.

Что касается выдачи оригинала трудовой книжки работнику, который не увольняется, то, как указывалось выше, такое возможно, если работник переходит на электронные трудовые сведения или ему нужна бумажная трудовая для целей его обязательного социального страхования / обеспечения (например, для назначения или перерасчета пенсии). В этом случае без заявления работника не обойтись. Выдать оригинал трудовой книжки работодатель должен не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления от работника. Правда, заявления будут разные.

Отметим, что работник, которому работодатель выдал оригинал трудовой книжки для представления ее в СФР, обязан не позднее трех рабочих дней со дня получения трудовой книжки в Фонде, вернуть трудовую книжку работодателю (ч. 4 ст. 62 ТК РФ).

Работодателю при выдаче оригинала бумажной трудовой книжки важно документально зафиксировать этот факт. Например, сделать запись в книге учета движения трудовых книжек или взять с работника расписку о получении оригинала трудовой книжки. Тем самым работодатель сможет избежать ответственности в случае, если, скажем, работник потеряет свою трудовую.

В иных случаях, если, к примеру, работник просит оригинал трудовой книжки для представления в банк, заявление работника должно быть оставлено без рассмотрения. У работника нет права требовать оригинал трудовой книжки в случаях, не предусмотренных ТК РФ, а у работодателя, соответственно, нет права выдавать оригинал книжки. Если говорить именно о банковских организациях, то им должно быть достаточно заверенной копии бумажной трудовой.

Как написать заявление на выдачу трудовой книжки на руки

Заявление на получение оригинала трудовой книжки составляется в произвольной форме. Оно адресуется на имя руководителя организации, содержит Ф.И.О., должность работника, его просьбу выдать трудовую книжку, а также причину, по которой трудовая книжка запрашивается.

Приведем для заявления работника на выдачу трудовой книжки образец заполнения.

    data-count=”1″ >

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *