Расход по норме на пробег
Чтобы оптимизировать расход топлива необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Вовремя и качественно обслуживать автомобиль.
- Багажники на крышу и прочее навесное оборудование лучше устанавливать только тогда, когда это необходимо для транспортировки груза.
- Регулярно проверять давление в шинах.
- Заправляться в проверенных местах.
- Не использовать агрессивный стиль вождения.
- По возможности использовать предпусковой отопитель в холодное время года вместо прогрева двигателя за счет его работы вхолостую.
- Как рассчитать топливо на расстояние поездки
- Можно ли разработать индивидуальные нормативы
- Примеры типовых нарушений при списании бензина
- Автоматизация учета путевых листов
- Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
- Разновидности горючего для грузовиков
- Дизельное топливо
- Другие виды топлива
- Типичные ошибки при заполнении путевых листов
- Внутренний аудит путевых листов
- Рекомендации по снижению уровня расхода топлива для грузового транспорта
- Регулярная выборочная инвентаризация топлива
- Пример расчета и списания бензина по путевым листам
- Расчет для легковых автомобилей
- Регулярный инструктаж водителей
- Когда нормативы по топливу повышаются
- Повышающие коэффициенты на нормы расхода топлива
- Формулы для расчета расхода топлива
- Внедрение топливных карт и лимитов
Как рассчитать топливо на расстояние поездки
Расчет топлива на расстояние выполнить намного проще. Для этого нужно три вида исходных данных:
- Средний расход топлива автомобиля;
- Планируемое расстояние поездки;
- Цена за 1 литр горючего.
Средний расход топлива вы можете узнать из руководства по эксплуатации вашего автомобиля, или определить практическим путем (описанным выше) при помощи нашего первого калькулятора.
Все эти данные внесите в соответствующие поля второго калькулятора и в режиме онлайн получайте результаты расчетов: общий расход топлива необходимого на расстояние поездки, и его полная стоимость.
Можно ли разработать индивидуальные нормативы
Распоряжение № АМ-23-р определяет нормы списания ГСМ в 2024 году по видам транспорта в РФ для всех организаций. Но использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.
Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.
Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.
Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Организации вправе утвердить собственные показатели.
Нормативные значения утвердите локальным приказом.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Примеры типовых нарушений при списании бензина
Рассмотрим несколько примеров нарушений, встречающихся при списании бензина по путевым листам:
- В путевом листе указан пробег 300 км, хотя фактически автомобиль не выезжал из города. В результате списано лишнее топливо по норме.
- Водитель указал в путевом листе расход 50 литров топлива, что превышает норму. Бухгалтерия списала всю заявленную сумму.
- Одометр автомобиля был скручен назад, чтобы завысить пробег за поездку. Это привело к завышенному списанию бензина.
Во всех случаях имеет место необоснованное списание топлива и искажение данных бухгалтерского учета.
Автоматизация учета путевых листов
Для упрощения работы с путевыми листами целесообразно использовать специализированные программы.
Они позволяют:
- Вести электронные путевые листы
- Контролировать превышение норм расхода топлива
- Формировать отчеты по расходу топлива
- Интегрировать данные с 1С, GPS-трекерами и т.д.
Автоматизация снижает трудозатраты на обработку путевых листов и позволяет оперативно выявлять нарушения.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать таблицу норм расхода ГСМ по маркам автомобилей
Скачать бланк приказа на утверждение расчета нормы расхода топлива в 2024 году
Скачать образец приказа на нормы расхода топлива для бюджетного учреждения
Разновидности горючего для грузовиков
Дизельное топливо
Это наиболее популярный вид горючего для фур благодаря своим многочисленным преимуществам. Вот основные его достоинства:
Высокая плотность энергии, что уменьшает количество топлива на совершение работы. Дизельные двигатели потребляют в среднем на 10-20% меньше горючего по сравнению с бензиновыми моделями;
Автономность хода благодаря развитой сети заправочных станций, что позволяет выполнять дальние рейсы;
Стандарты дизельного топлива предусматривают низкое содержание серы, что способствует уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу.
Дизельные моторы известны своим долгим сроком службы, который может достигать от 500 тысяч до 1 миллиона километров, что делает их очень надёжными в дальних поездках. Они обеспечивают высокую мощность и крутящий момент на низких оборотах, что особенно важно для грузовиков при перевозке тяжёлых грузов.
Другие виды топлива
В последние годы на грузовом транспорте всё больше используется газ. На российском рынке продаются автомобили, работающие на таком горючем. В 2022 году объём продаж новых газовых тягачей составил 1082 машины или 6,3% от общего количества. Начиная с 2023 года, в связи с введением международных санкций, продажи упали до 1,3 %.
Для фур преимущественно применяется метан как менее взрывоопасное и более экологичное вещество, чем пропан. Топливо предлагается в двух агрегатных состояниях: сжатый или сжиженный природный газ.
Несмотря на то, что средний расход метанового мотора выше, чем дизельного двигателя, его применение даёт экономию до 60% благодаря более дешёвой стоимости газа в 2,5 раза. При этом метан является всесезонным, а тягачу не требуется реагент AdBlue. Выхлоп газового мотора не содержит сажу, и в нём в 2-3 раза меньше токсичных веществ. Также уровень шума у такого двигателя снижен по сравнению с дизелем.
Типичные ошибки при заполнении путевых листов
Несмотря на кажущуюся простоту, на практике при заполнении путевых листов допускается множество ошибок, которые могут привести к необоснованному списыванию бензина.
Типичные ошибки:
- Неправильное или неполное заполнение реквизитов ТС и водителя
- Отсутствие данных о маршруте и цели поездки
- Не заполнены показания одометра при выезде/возвращении
- Не указан фактический расход топлива
- Отсутствует подпись водителя
Подобные ошибки делают невозможным списывать бензин на основании таких путевых листов.
Внутренний аудит путевых листов
Для выявления нарушений рекомендуется проводить внутренний аудит по следующим направлениям:
- Проверка корректности и полноты заполнения реквизитов
- Анализ обоснованности маршрутов и целей поездок
- Сопоставление фактического расхода топлива с установленными нормами
- Мониторинг нестандартных ситуаций (частый превышение норм, заправки в выходные и ночное время и т.п.)
Результаты аудита позволят выявить недобросовестных сотрудников и разработать меры по предотвращению нарушений в дальнейшем.
Рекомендации по снижению уровня расхода топлива для грузового транспорта
На основании советов дальнобойщиков сформирован перечень способов, которые уменьшают расход горючего тягача:
- плавное торможение;
- контроль износа шин и давления в них;
- двигаться на максимально возможной передаче, перескакивая при необходимости через одну;
- отыскать наиболее оптимальную скорость для своей машины и придерживаться её постоянно;
- использовать качественное моторное масло;
- включать кондиционер только при необходимости;
- не держать постоянно открытыми окна во время движения;
- регулярно обслуживать двигатель, заменяя масло, фильтры, охлаждающие жидкости;
- не перегружать фуру и правильно распределять перевозимый груз по полуприцепу;
- выбирать маршрут, содержащий по возможности прямые и ровные участки трассы, чтобы использовать инерцию движения и сократить использование тормозов;
- заправляться на проверенных АЗС известных топливных компаний;
- выбирать для передвижения ночь или раннее утро, когда поток транспорта меньше, что позволяет выбрать оптимальную скорость и равномерно двигаться.
Выполнение этих рекомендаций поможет получить снижение расхода топлива грузового автомобиля до 15%.
Регулярная выборочная инвентаризация топлива
Эффективная мера контроля – проведение внезапных инвентаризаций остатков топлива в баках автомобилей и на складах.
Рекомендуется:
- Периодически выборочно контролировать фактический объем топлива
- Сравнивать с данными учета
- Анализировать выявленные расхождения
Это позволит оперативно реагировать на возможные хищения топлива.
Пример расчета и списания бензина по путевым листам
Рассмотрим пример списания бензина по путевым листам.
Дано:
- Марка авто – Toyota Camry
- Норма расхода – 10 л/100 км
- Пробег по путевому листу – 345 км
- Израсходовано топлива – 38 л
Расчет:
- Пробег 345 км / 100 * 10 л (норма) = 34,5 л – нормативный расход топлива
- Фактический расход топлива – 38 л
Списывается 34,5 л бензина, так как фактический расход превышает норму. Остаток 3,5 л (38 л – 34,5 л) вменяется водителю в вину за перерасход топлива.
Расчет для легковых автомобилей
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
где:
- Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
- S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
- D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:
- для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
- для зарубежных авто до 2008 года;
- для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Регулярный инструктаж водителей
Для предотвращения нарушений и злоупотреблений целесообразно проводить регулярные инструктажи водителей. В ходе инструктажей необходимо:
- Напоминать о действующих правилах и нормах расхода топлива
- Разъяснять ответственность за нарушения
- Доводить типовые примеры нарушений для предупреждения
- Проводить тестирование знаний по итогам инструктажа
Инструктажи рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал, а также перед длительными поездками.
Когда нормативы по топливу повышаются
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения объемов расходуемого топлива:
- работа в зимний период — 5-20%;
- эксплуатация в горной местности — 5-20%;
- дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
- передвижение в городских зонах — 5-35%;
- необходимость частых технологических остановок — 10%;
- необходимость низкой скорости движения — 15-35% в среднем;
- для обкатки нового авто — до 10%;
- по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса № АМ-23-р от 14.03.2008 (ред. от 20.09.2018).
Повышающие коэффициенты на нормы расхода топлива
- Работа в зимнее время в разных регионах, от 5 до 20 %. Регионы
- Работа в горной местности на дорогах I-VI категории
- от 300 до 800 м – до 5% (нижнегорье);
- от 801 до 2000 м – до 10% (среднегорье);
- от 2001 до 3000 м – до 15% (высокогорье);
- 3000 м – до 20% (высокогорье).
- Работы предполагающая длительные остановки
- От населенного пункта
- свыше 5 млн. человек — до 35%;
- от 1 до 5 млн. человек — до 25%;
- от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;
- от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
- до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.
- Работа автотранспорта с остановками: более чем одна остановка на 1 км пробега — до 10%.
- Перевозка грузов с пониженной скоростью движения
- 20 – 40 км/ч — до 15%,
- ниже 20 км/ч — до 35%.
- При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта
- Перегон автомобилей
- централизованно своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до 10%;
- перегон-буксировка автомобилей в спаренном состоянии — до 15%;
- перегон-буксировка в строенном состоянии — до 20%.
- При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной.
- Время и пробег
- 5 лет или с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%
- 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%.
- При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.
- При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия — до 20%.
- Работа специального автомобиля, который выполняет транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях или частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%.
- Работа в карьерах (за исключением карьерных АТС), в поле, при вывозке леса на горизонтальных участках дорог IV и V категорий.
- для АТС в снаряженном состоянии без груза – до 20%,
- для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%.
- Работа в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях:
- Дороги I, II и III категорий – до 35%,
- Дороги IV и V категорий – до 50%.
- При учебной езде
- на дорогах общего пользования – до 20%;
- на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%.
- Движение автомобиля с работающим «климат-контролем» — до 7%.
- Использование кондиционера в движущемся автомобиле — до 7%. Коэффициент нельзя использовать совместно с зимней надбавкой.
- Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС/.
- При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.
- Простой автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.
- При среднесуточной температуре ниже +5 °C на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов, если нет независимых отопителей, а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.
- По решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС.
Формулы для расчета расхода топлива
Легковые автомобили
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),
где Qн – расход топлива Hs – базовая норма расхода топлив на пробег S – пробег автомобиля D – поправочный коэффициент
Автобусы
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T
Qн – расход топлива, л; Hs – базовая норма расхода топлива с учетом рекомендуемой загрузки пассажиров; S – пробег автобуса, км; Hот – норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч; T – время работы автомобиля с включенным отопителем, ч; D – поправочный коэффициент
Грузовые бортовые автомобили, фургоны, тягачи
Qн = 0,01 x ( Hs + Hg x Gпр) x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D)
Hs – базовая норма расхода топлива с рекомендуемой нагрузкой Hg – норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км ; Gпр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т; Qн – нормативный расход топлива, л; S – пробег автомобиля или автопоезда, км; Hsan – норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда снаряженном состоянии без груза; D – поправочный коэффициент
Самосвалы
Qн = 0,01 x( Hs + Hw x (Gпр + 0,5q)) x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z,
Qн — нормативный расход топлив, л; S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км; Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км; Hw — норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т x км; Gпр — собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т; q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа Hz — дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л; Z — количество ездок с грузом за смену; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Спецавтомобили, где основная работа выполняется в период стоянки
Qн = (0,01 x Hsc x S + Ht x T) x (1 + 0,01 x D)
Qн — нормативный расход топлив, л; Hsc – норма расхода топлив на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: S – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км; Hт – норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.); T – время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций; D – поправочный коэффициент
Читайте также:нормы расхода топлива на автобусы МАЗ.
Внедрение топливных карт и лимитов
Эффективным способом контроля расхода топлива является внедрение топливных карт и установление индивидуальных лимитов для каждого автомобиля и водителя.
Это позволяет:
- Ограничить максимальные объемы заправок
- Исключить возможность заправок посторонним транспортом
- Автоматически фиксировать все операции по картам
Превышение лимитов должно жестко контролироваться и влечь ответственность для нарушителей.