Профстандарт высшего образования психолог
- Проходной результат – 121;
- Бюджетный набор на заочное обучение не проводится, поступить на платную основу могут 60 человек;
- Ежегодная стоимость освоения профессии – 43 000 рублей, плата берется за год или по семестрам;
- Формат посещения занятий – заочно.
- ВГИ ВолГУ – Волжский гуманитарный институт
- МГОТУ – Технологический университет города Королева
- Ключевые изменения в новом профстандарте учителя
- ПГНИУ – Пермский государственный НИУ
- Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
- Московский Институт Технологий и Управления
- БГУ – Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
- Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту
- Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
- Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
- Специфика профстандарта учителя
- Специалист в области воспитания
- Для чего нужен профстандарт учителя
- Ключевые изменения в новом профстандарте учителя
- Методы оценки соблюдения профстандарта учителем
- АлтГПУ – Алтайский государственный педагогический университет в Барнауле
- Важных характеристик профессионального стандарта учителя
- Московский международный университет
- ЛГУ имени Пушкина – Ленинградский госуниверситет
- КИУ (ИЭУП) – Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
- Обязательных требований к учителю в сфере цифровизации
- Профессиональных стандартов в сфере образования в 2024 году
- ГАУГН – Государственный академический университет гуманитарных наук в Москве
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог
- Какая информация содержится в профессиональном стандарте
- Основная информация о профстандарте учителя
- Московский университет имени С.Ю.Витте
ВГИ ВолГУ – Волжский гуманитарный институт
- Проходной результат – 120;
- Бюджетных мест нет, конкурсный набор для получения высшего образования на коммерческой основе – 50 человек;
- Плата за обучение – 40 тысяч рублей в год;
- Поступить и учится можно заочно и очно-заочно.
МГОТУ – Технологический университет города Королева
- Результаты единого государственного экзамена для зачисления – 124 балла в сумме;
- Доступны только коммерческие места – 15;
- Цена учебы – 85 600 рублей в год;
- Формы обучения – очно, заочно.
Ключевые изменения в новом профстандарте учителя
С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования, который заменил ранее утвержденный Приказом Минтруда от 05.05.2018 № 298н. В новом документе трудовые функции остались без изменений, но добавились требования к квалификации студентов.
Это позволяет принимать их на должности педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и преподавателя. Критерием отбора является успешное прохождение студентами промежуточной аттестации минимум за два года обучения.
Педагогов эти изменения коснулись только в части квалификации. Теперь члены педагогического коллектива, имеющие непедагогическое образование, могут получить дополнительное профессиональное образование в педагогической сфере, если оно соответствует изучаемой специальности. Раньше требовалось дополнительное профессиональное обучение по программе «Образование и педагогические науки», но эта переподготовка необязательна и может быть пройдена при необходимости.
Новые стандарты касаются только школьных учителей, в отличие от предыдущего документа, который затрагивал в том числе и воспитателей.
В профстандарте педагога установлены два основных уровня квалификации: уровень 5(А) и уровень 6(В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы). Каждый уровень имеет свои специфические трудовые функции:
Согласно новому стандарту, требования к образованию и обучению зависят от уровня квалификации:
Кроме того, новый стандарт предусматривает требования к владению цифровыми технологиями и инструментами, которые будут рассмотрены далее.
ПГНИУ – Пермский государственный НИУ
- Проходной балл – 140;
- Бюджет – нет, коммерция – 30 мест;
- Стоимость коммерции – 66 200 рублей в год;
- Формы учебы – заочная.
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Согласно ЕКС, к мастеру производственного обучения (в общем случае) предъявляются требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Согласно Профстандарту «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (утв. Приказом Минтруда России от 28.09.2018 N 603н) указанный специалист должен иметь:
Таким образом, ЕКС содержит ко всем мастерам производственного обучения более высокие квалификационные требования, чем профстандарт мастера по конкретной вышеуказанной должности.
Это значит, что работодатель может применительно к данной должности использовать профстандарт, однако может руководствоваться и ЕКС, который предъявляет более строгие требования ко всем мастерам.
Вместе с тем, существует и иная точка зрения, согласно которой работодатель в любом случае обязан применять именно профстандарт как более «свежий» документ.
Московский Институт Технологий и Управления
МИТУ — самый инновационный ВУЗ страны.
- Государственный диплом
- Рассрочка от института без переплат
- Прием иностранных граждан
- Дистанционное обучение. Можете учиться из своего региона
- Дипломы котируются по всему миру
- Ежемесячное зачисление на любую программу
- Легко совмещать с работой
- Сильный профессорский состав и практикующие преподаватели
Программы бакалавриата по психологии:
- Психологическое консультирование
- Психология семейных отношений
- Юридическая психология
- Клиническая психология
- Психология
- Корпоративная психология
- Коррекционная психология с основами логопедии
- Организационная психология
- Психоанализ
- Психолог-педагог
- Социальная психология
- Клинические основы психологического здоровья человека
- Психология управления
БГУ – Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
- Суммарный результат ЕГЭ – 169;
- Очное обучение за счет государства доступно для 30 человек, коммерческих мест – 15;
- Стоимость – 52 тысячи рублей в год;
- Доступные форматы получения второго высшего психологического образования – очный, заочный.
Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту
Трудовая функция
Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)
Трудовые действия
Необходимые умения
Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам
Социальная психология, психология малых групп
Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия
Методология командной работы
Обучение и психологическая подготовка специалистов межведомственной команды
Психология управления, организационная психология
Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств
Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам
Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств
Техники эффективной коммуникации со специалистами
Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.)
Трудовая функция
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
Трудовые действия
Необходимые умения
Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
Психология кризисных состояний
Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей
Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения
Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений
Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды
Подготовка сообщений и публикаций для СМИ по результатам мониторинга
Современные направления молодежных движений
Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
Документоведение
Трудовая функция
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
Трудовые действия
Необходимые умения
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников
Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)
Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе
Психология зависимости, аддикций, девиантология
Групповое и индивидуальное консультирование клиентов
Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни
Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)
Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)
Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации
Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)
Трудовая функция
Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)
Трудовые действия
Необходимые умения
Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки
Методология проведения тренингов
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов
Возрастная психология, геронтология
Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни
Психология воспитания и педагогики
Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов
Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания
Технологии работы с разными социальными группами
Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов
Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем
Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ
Трудовая функция
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)
Трудовые действия
Необходимые умения
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам
Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.)
Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.)
Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.)
Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере
Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом
Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии
Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы
Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации
Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам
Трудовая функция
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)
Трудовые действия
Необходимые умения
Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей
Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)
Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей
Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях
Подготовка детей к устройству в замещающую семью
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей
Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.
5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
Специфика профстандарта учителя
Профстандарт учителя охватывает различные аспекты педагогической работы, начиная от методики преподавания учебных предметов и заканчивая воспитанием учащихся. Учитель должен обладать комплексом качеств, таких как педагогическая грамотность, психологическая готовность к работе с детьми, умение организовать учебный процесс и контролировать успехи учащихся.
Профстандарт учителя также предполагает постоянное профессиональное развитие педагога, его готовность к саморефлексии и анализу своей деятельности. Учитель должен постоянно совершенствовать свои навыки и знания, следить за новыми методиками преподавания и быть готовым к изменениям в образовательной системе.
Создатели документа называют профстандарт ориентиром, на основании которого учебные заведения могут планировать собственную деятельность в соответствии со своими особенностями и целями.
Профстандарты уделяют пристальное внимание работе учителей по реализации программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально незащищенных учеников. Кроме того, преподаватель должен быть компетентен в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые подразумевают три уровня:
Новые компетенции для учителей:
Профстандарт учителя состоит из 4 разделов:
Профстандарт учителя включает в себя следующие аспекты:
Направления работы по информационному сопровождению профессиональных стандартов включают:
Таким образом, специфика профстандарта учителя заключается в комплексном подходе к определению требований к профессиональной деятельности педагога и его развитию как специалиста.
Специалист в области воспитания
Возможное наименование должности – Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В ЕКС такая должность не указана, а значит работодатель может руководствоваться Профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» (утв. Приказом Минтруда России от 30.01.2023 N 53н).
Для чего нужен профстандарт учителя
Профстандарт учителя необходим для установления требований к квалификации, профессиональным компетенциям и обязанностям педагогических работников. Он помогает определить стандарты работы педагога, его профессиональное поведение и уровень подготовки.
Кроме того, профстандарт способствует развитию педагогического сообщества, обеспечивает возможность развития карьеры и роста профессионального мастерства, а также является инструментом для оценки эффективности работы учителя.
Профессиональные стандарты педагогов применяются в качестве:
Кроме того, профстандарт педагога выполняет следующие функции:
Таким образом, профстандарт учителя играет важную роль в повышении качества образования и обеспечении компетентности педагогических работников.
Ключевые изменения в новом профстандарте учителя
С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования, который заменил ранее утвержденный Приказом Минтруда от 05.05.2018 № 298н. В новом документе трудовые функции остались без изменений, но добавились требования к квалификации студентов.
Это позволяет принимать их на должности педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и преподавателя. Критерием отбора является успешное прохождение студентами промежуточной аттестации минимум за два года обучения.
Педагогов эти изменения коснулись только в части квалификации. Теперь члены педагогического коллектива, имеющие непедагогическое образование, могут получить дополнительное профессиональное образование в педагогической сфере, если оно соответствует изучаемой специальности. Раньше требовалось дополнительное профессиональное обучение по программе «Образование и педагогические науки», но эта переподготовка необязательна и может быть пройдена при необходимости.
Новые стандарты касаются только школьных учителей, в отличие от предыдущего документа, который затрагивал в том числе и воспитателей.
В профстандарте педагога установлены два основных уровня квалификации: уровень 5(А) и уровень 6(В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы). Каждый уровень имеет свои специфические трудовые функции:
Согласно новому стандарту, требования к образованию и обучению зависят от уровня квалификации:
Кроме того, новый стандарт предусматривает требования к владению цифровыми технологиями и инструментами, которые будут рассмотрены далее.
Методы оценки соблюдения профстандарта учителем
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога основывается на результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Такая комплексная оценка должна учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные возможности обучения ребенка.
Например, успех работы учителя с одаренными учениками может измеряться их высокими достижениями и победами на олимпиадах.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности здоровья, используются интегративные показатели, отражающие динамику развития ребенка. А в особо сложных случаях (например, дети с синдром Дауна) важно поддержание стабильного психоэмоционального состояния ученика.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается комплексно, включая формирование интегративных качеств у ребенка, его положительное отношение к детскому саду, а также вовлеченность родителей в жизнь дошкольного учреждения и высокую активность в решении образовательных задач. Интегративные показатели оценки деятельности педагога являются также первостепенными и в начальной школе.
При анализе профессиональных качеств педагога важна обратная связь с учениками и их родителями. Поэтому нужно, чтобы оценка учителей не ограничивалась узкими отраслевыми рамками, а включала в себя организационные формы и процедуры, обеспечивающие общественное участие в этом процессе.
В Приложениях № 1, 2 к профстандарту перечислены способы, с помощью которых педагог может продемонстрировать соответствие своей компетенции предъявляемым требованиям. Оценка может проводиться в форме внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, наблюдение за преподаванием на уроках или в какой-либо другой форме. Сбор данных для оценки может осуществляться путем проведения соответствующих опросов, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
При этом внутренним аудитором должен быть назначен наиболее уважаемый и авторитетный учитель данного образовательного учреждения, который обладает знаниями основных принципов и методов проведения аудита (ГОСТ Р ИСО 19011–2021).
Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя определяются образовательным учреждением в соответствии с его политикой в области повышения качества образовательных услуг. Результаты внутреннего аудита учитываются при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
Темой семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 19 сентября стали профессиональные стандарты в сфере образования, которые, по мнению спикеров, сегодня являются «настольной книгой» и рабочим документом профессионального сообщества.
Модератор семинара, проректор Академии Ольга Суханова отметила значимость действующего профстандарта учителя: «Профессиональный стандарт стал инструментом создания единого пространства дополнительного профессионального образования, определились единые подходы к формированию программ дополнительного профессионального образования».
Любовь Духанина, руководитель Центра квалификаций и компетенций Академии Минпросвещения России, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, рассказала о современной экосистеме профессиональных стандартов в сфере образования, действующих в нашей стране. По ее мнению, созданная в России национальная система квалификаций предоставляет реальные инструменты для профессионального развития.
Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в сфере образования консолидирует усилия работодателей, органов исполнительной власти, профсоюзных и общественных организаций для решения вопросов развития системы профессиональных квалификаций в сфере образования. Базовой организацией СПК является Академия Минпросвещения России. За СПК закреплены 12 профстандартов в сфере образования; его функции включают мониторинг рынка труда, разработку и актуализацию профессиональных стандартов и квалификаций, экспертизу ФГОС и ПООП, организацию профессионально-общественной аккредитации и пр. В этом году СПК работает над профессиональными стандартами «Педагог СПО» и «Руководитель образовательной организации среднего профессионального образования».
Ключевым элементом системы квалификации является профессиональный стандарт «Педагог (учитель)», который проходит профессионально-общественное обсуждение во всех регионах с максимальным охватом образовательных организаций и является своего рода народным документом.
Профстандарт является обязательным ориентиром при заключении трудовых договоров, основанием для разработки программ профессионального обучения, оценки результатов реализации образовательных программ, профессионально-общественной аккредитации, независимой оценки квалификации работников. Любовь Духанина также напомнила о том, что Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года включает определение уровня соответствия студентов и выпускников требованиям профессионального стандарта.
Кроме того, руководитель Центра квалификаций и компетенций Академии Минпросвещения России отдельно остановилась на работе СПК по созданию первого сквозного профессионального стандарта «Наставник», систем мотивации наставнической деятельности и поддержки неформализованного наставничества.
«В стране создается целая нормативно-правовая система, которая позволит активизировать развитие наставничества в Российской Федерации. В настоящее время разрабатывается законопроект о наставничестве», – подчеркнула Любовь Духанина.
Начальник Управления развития дополнительного профессионального образования Академии Минпросвещения России Татьяна Расташанская в своем выступлении рассказала о профессиональных стандартах как основе непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Региональный опыт реализации системы наставничества представили руководители институтов развития образования Орловской и Иркутской областей.
В завершение семинара о своем профессиональном пути педагога и наставника рассказала Екатерина Алексеевна Филиппова – Народный учитель России, Учитель года России – 1996, учитель французского языка школы № 34 г. Рязани.
Видеозапись семинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» доступна по ссылке.
Обновленный вариант профстандарта «Педагогический работник высшего образования» представила 1 февраля на конференции «Форсайт образования: портрет преподавателя будущего» председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина. Она рассказала, что профстандарт определяет требования к квалификации и предлагает универсальные наборы трудовых действий для представителей профессорско-преподавательского состава вуза. При этом данный документ не ограничивает возможности университетов в наполнении квалификационной структуры собственным содержанием.
В начале своего выступления Духанина обратилась к истории профессионального стандарта преподавателя высшей школы Она напомнила, что до 2020 года в России действовал профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Этот документ был отменен Минтруда России в том числе по рекомендации СПК в сфере образования, так как имел серьезные недостатки.
Она сообщила, что в состав рабочей группы по разработке нового профстандарта вошли представили НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и других вузов. Также Совет плотно работает с ассоциациями университетов – Российским союзом ректоров, Ассоциацией классических университетов России, Ассоциацией юридических вузов и другими.
Духанина подробно остановилась на ключевых новеллах проекта. Например, расширился перечень возможных должностей педагогических работников, что позволяет учитывать особенности организации учебного процесса в различных организациях высшего образования. Среди них — преподаватель практики, старший преподаватель практики, доцент практики, профессор практики. У всех ППС есть обязательная трудовая функция — образовательная деятельность. Кроме того, появились трудовые функции, предусматривающие ведение воспитательной работы, а также необходимость знания методик воспитания патриотизма, формирования у обучающихся гражданской позиции.
Также председатель Совета детально разобрала новую модель педагогических квалификаций, заложенную в проекте профстандарта. Логика проекта предполагает изменение уровня квалификации, на котором реализуется то или иное трудовое действие, от должности к должности:
«При этом профессиональный стандарт никоим образом не ограничивает возможности университетов в наполнении своей кадровой структуры собственным содержанием. — уточнила Духанина. — Например, если вуз хочет установить к работникам ППС требования по публикациям в научных журналах, осуществлению научных исследований, такая возможность у него есть. Обязательными являются только требования к квалификации, а вот перечень осуществляемых трудовых функций или перечень должностей определяет сама образовательная организация».
Обсуждение проекта профстандарта проходило в рамках экспертной сессии «Кадры. Профессия «преподаватель». Воспроизводство кадров для вуза», в которой также приняли участие:
Тематика профессиональных стандартов всегда вызывает особый интерес у аудитории. Поэтому и в этот раз Духаниной было адресовано много вопросов о применении профстандарта и отражении в нем определенных аспектов научно-педагогической деятельности. Любовь Николаевна с большим удовольствием ответила на все вопросы коллег из аудитории и выразила уверенность, что в 2024 году работа над профстандартом будет завершена.
АлтГПУ – Алтайский государственный педагогический университет в Барнауле
- Сумма баллов за ЕГЭ – 101;
- Поступить на бюджет нельзя, коммерческих групп – 1 на 30 мест;
- Цена платной основы – 34 тысячи рублей в год;
- Формы посещения занятий – заочно.
Важных характеристик профессионального стандарта учителя
В сфере образования действуют следующие профессиональные стандарты.
Несколько проектов по другим педагогическим специальностям находятся в стадии разработки. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения» был отменен Приказом Минтруда № 832н от 26.12.2019 г.
Московский международный университет
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование ориентировано на психически здоровых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию или желающих улучшить качество жизни. Готовим профессионалов способных помочь клиенту в решении его проблемы, уравновесить эмоциональное состояние, направить на верное решение, помочь найти выход из сложившейся ситуации, начать жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Подход к подготовке психологов в ММУ:
- Получение первого профессионального опыта консультаций во время обучения в университете
- Применение супервизии в обучении для поддержки начинающих психологов
- Обучение у преподавателей-практиков и ведущих специалистов
- Обучение в формате психологических и деловых игр
Проходные баллы:
– Русский язык (40) – Биология (39) – один предмет по выбору поступающего: Математика (39)/Обществознание (45)/Иностранный язык (30)
ЛГУ имени Пушкина – Ленинградский госуниверситет
- Проходное значение – 160;
- Бюджетный набор на заочное обучение не проводится, количество очных мест – 25 и поступить на платную основу могут 25 человек;
- Стоимость обучения – 50 тысяч рублей в год;
- Формат освоения профессии психолога – очно, заочно, очно-заочно.
КИУ (ИЭУП) – Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
- Проходной балл – 141;
- Бюджетные места – нет, коммерческих – 100;
- Стоимость – 52 000 рублей в год;
- Формы обучения – очная, заочная.
Обязательных требований к учителю в сфере цифровизации
Новые стандарты включают требования к использованию цифровых технологий и инструментов. В соответствии с профстандартом, должностные инструкция учителя включают в себя:
Профессиональных стандартов в сфере образования в 2024 году
В сфере образования действуют следующие профессиональные стандарты.
Несколько проектов по другим педагогическим специальностям находятся в стадии разработки. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения» был отменен Приказом Минтруда № 832н от 26.12.2019 г.
ГАУГН – Государственный академический университет гуманитарных наук в Москве
- Проходной результат – 148;
- Бюджетный набор на заочное обучение не проводится, очникам доступно 10 мест, поступить на платную основу могут 50 человек;
- Стоимость – 110 тысяч в год;
- Формат посещения занятий – очный, заочный.
Обучение ведется по специальности «Психология». В качестве вступительных экзаменов для обучения психологическим специальностям и получения второго высшего образования заочно требуется предоставить результаты ЕГЭ по русскому, математике, биологии, обществознанию, иностранному языку, информатике. Правила поступления в конкретный университет для освоения профессии психолога прописаны во внутреннем уставе, и находятся в открытом доступе на официальном сайте. Получить второе высшее образование могут абитуриенты, окончившие бакалавриат или специалитет, вне зависимости от первичной специализации.
Специальность психолога, полученная в рамках первого или второго высшего образования, относится к высокооплачиваемым направлениям профессиональной реализации, позволяющим помогать людям и реализовывать творческий талант в разработках и презентациях авторских методик.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог
Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.
В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом рекомендаций Экспертного совета по профстандартам утвердило первые профессиональные стандарты. Среди них – профстандарты педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
До 2018 г. планируется принять около 800 профессиональных стандартов.
Какая информация содержится в профессиональном стандарте
В этом документе сформулированы основная цель деятельности, трудовые функции, необходимые знания и умения, требования к образованию и обучению социального психолога.
Основная цель деятельности – профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья).
Основная информация о профстандарте учителя
Профстандарт учителя – это документ, который определяет обязанности, компетенции и качественные характеристики специалиста в области образования. Он является основой для оценки профессиональной деятельности педагога и способствует повышению качества обучения.
Профстандарт учителя включает в себя такие составляющие, как профессиональные знания и навыки, социальные компетенции, личностные качества, а также требования к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Для администраций образовательных учреждений профессиональные стандарты должны служить ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить уровень компетенций. Работодатели обязаны применять профстандарты при формировании кадровой политики, аттестации учителей, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров и установлении систем оплаты труда.
Для работодателей и учебных заведений профессиональные стандарты будут являться основным критерием для оценки компетенций сотрудников и позволят разработать методики для повышения уровня образования в целом. При этом необходимо учитывать региональные и другие особенности.
На преподавателей возлагаются следующие обязанности:
К примеру, педагог-психолог должен владеть основными методами психодиагностики и уметь применять их, понимать возрастные особенности развития, а также в случае необходимости помогать ученику вливаться в коллектив.
Учителя начальной школы отвечают за постепенную адаптацию детей дошкольного возраста к «взрослой» жизни. Они должны уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовыми к взаимодействию с родителями, создать доверительный образ педагога и четко доносить учебные материалы. Компетенции воспитателя также включают навыки обучения посредством игр.
Московский университет имени С.Ю.Витте
Психолого-педагогическое образование
Московский Университет им. С.Ю.Витте – это неизменно высокое качество дистанционного образования: пройдя курс дистанционного обучения, студенты получают не просто диплом, но действительно глубокие и обширные профессиональные знания.
Область профессиональной деятельности бакалавров психолого-педагогического образования включает: образование (общее, коррекционное, инклюзивное), социальную сферу, здравоохранение, культуру. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: обучение, воспитание, здоровье и индивидуально-личностное развитие, психолого-педагогическое и социальное сопровождение учащихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида, социализация.
Бакалавр по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании
- Социально-педагогическая деятельность
- Педагогическая деятельность в дошкольном образовании
- Педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования