Принципы женевской декларации прав ребенка

Принятые в 1966г. Генеральной Ассамблеей ООН Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах можно рассматривать как первые международные обязывающие документы в области прав человека. Все эти документы затрагивают в отдельности права ребенка: запрет дискриминации, право на защиту семьей, государством и обществом, право на имя и гражданство, защиту ребенка в случае распада семьи [6, c.16].

Пакт о гражданских и политических правах закрепляет норму о праве семьи на защиту со стороны общества и государства, в частности, ст. 24 Пакта специально регулирует правовое положение малолетних детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении со стороны его семьи, общества и государства.


В начале XX века в ряде западных стран появились законы о защите детей и об обязательном образовании. Ребенок перестал восприниматься как собственность родителей и стал частью государства, а его задачей было готовиться к настоящей, взрослой жизни.Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно.
Впервые признание прав ребенка как субъекта правоотношений произошло в 1792 г. во Франции, когда за ребенком были признаны права человека, включая право на свободу и равноправие, и был подготовлен документ «Провозглашение прав ребенка» [8, c. 14].

Становление института защиты прав детей на международном уровне многие авторы связывают с деятельностью Лиги Наций и образованием под ее эгидой в 1919 году Комитета детского благополучия.

Принципы женевской декларации прав ребенка

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

Принципы женевской декларации прав ребенка в российской федерации

Декларация прав ребенка 1959 года впервые закрепила основные и обязательные для всех требования по обращению с детьми. В резолюции прописаны десять основополагающих принципов, которые будут подробно рассмотрены в этой статье.

О правах ребенка

Декларация состоит из преамбулы и ряда самих принципов.
В преамбуле сообщается о вере Организации объединенных наций в основные права человека, в ценность и достоинство его личности. ООН преисполнена решимости всячески содействовать общественному прогрессу и улучшению уровня жизни.

Организация ссылается на Декларацию прав человека, принятую в 1948 году.
Именно этот документ признается основным источником и правовой базой для введение в действие Декларации прав ребенка 1959 года. ООН принимает во внимание, что ребенок – существо физически и умственно незрелое, нуждающееся в постоянной заботе и охране.

Принципы женевской декларации прав ребенка в рф

В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличалось от отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины.

В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6–7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого. Ребенок не рассматривался как представитель отдельной социальной категории достаточно долгое время. В правовом смысле ребенок не существовал вовсе, а в отдельных государствах, где в законодательных актах шла речь о ребенке, он воспринимался как собственность своего отца, и отношение к нему было таким же, как к другой собственности. В дальнейшем, уже в XIII веке, в эпоху Просвещения, дети стали рассматриваться как отдельная социальная группа.

Документ обращает особое внимание на право ребенка на жизнь, выживание и развитие, а также на право на защиту от всех видов насилия, эксплуатации и жестокого обращения.

Как достигается основная цель Декларации

Основная цель Декларации прав ребенка заключается в защите и соблюдении прав каждого ребенка. В России эта Декларация основывается на принципах, которые определяют основные права ребенка и обязательства государства перед ним.

Декларация прав ребенка включает основные принципы, которые направлены на защиту и обеспечение благополучия детей.

Эти принципы включают в себя защиту от нарушений прав ребенка, включая насилие, избиение и эксплуатацию.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

  • Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  • Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
  • Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
  • Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.
  • Принцип 3

    Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

    Принцип 4

    Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

    Принцип 5

    Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

    Принцип 6

    Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

    Жестокое отношение подразумевает любые виды насилия: физического, сексуального, психического. Россия регламентирует дополнительную ответственность в случаях, когда права ребенка нарушены.

    Однако статистика ежегодных случаев ужасает! Это связано с низким социальным уровнем населения. Взяв за основу 10 принципов декларации прав ребенка и Конвенцию, в Российском законодательстве приняли статьи ГК, УК и СК. Насильственными принято считать действия, связанные с ограничением передвижения, телесными наказаниями, грубостью, унижающей достоинство ребенка, угрозами, любым травмированием тела и психики.

    10-й принцип: Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в первую очередь родители, учат его заботе и взаимопониманию. Запрещается воспитывать в детях чувство расовой и социальной ненависти.

    У несовершеннолетних должно быть равноправие

    Все дети являются равноправными между собой. Это означает, что указанные права принадлежат каждому из них без исключения, независимо от его половой и расовой принадлежности, цвета кожи, языка, исповедуемой религии.

    Не должно быть никакой дискриминации прав из-за его национального или социального происхождения, из-за политических или каких-либо других убеждений.

    Право на моральное и физическое саморазвитие

    Государство обязано закрепить на законодательном или ином уровне равные для всех детей возможности физического, умственного, нравственного и духовного развития.

    В Пакте об экономических, социальных и культурных правах не только повторяются ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривается забота о «несамостоятельных детях и их воспитании». Здесь же закреплены мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

    Однако эти документы не имели конкретизирующего значения в части регламентации прав и законных интересов ребенка.

    Большая их часть продолжала или повторяла положения Женевской декларации 1924г.

    Международное сообщество признало необходимость принятия единого международного документа, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Поэтому в 1979 г. в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка.

    Необходимо обеспечить на государственном уровне специальную защиту ребенка и условия, которые позволяли бы развиваться ему здоровым и нормальным в социальном отношении путем, а также в условиях соблюдения его достоинства и свободы.

    Право на гражданство и право на имя, данное родителями

    Этот принцип означает, что каждый человек с момента рождения имеет право на собственное имя, данное ему родителями, а также на получение гражданства. Последнее дает ребенку возможность иметь определенные и закрепленные законодательством страны проживания права и пользоваться ими.

    Вопрос о том, гражданином какого государства он станет, решается в разных странах по-разному. Так, дети, родившиеся в США, имеют право получить американское гражданство.

    При этом не имеет значения, кто его мать и отец.

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *