Пример проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения для вахтового поселка
Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 209-ФЗ)
(см.
Продать посторонним лицам можно только по цене, по которой участок предлагался до этого местным властям.
Особенности использования
Частными лицами
На землях сельскохозяйственного назначения физические лица вправе осуществлять только деятельность, оговоренную ЗК РФ. Речь идет о:
- Ведении фермерского хозяйства.
- ЛПХ.
- Сенокошения.
- Огородничества.
- Выпаса скота.
- Разведения рыбы и пр.
Объекты земельных правоотношений физлиц:
- земельные участки;
- земельные доли;
- права за земельные доли и на земельные участки.
Земля может покупаться-продаваться (с обязательным уведомлением госорганов), сдаваться в аренду и субаренду, а также передаваться в дар, наследство, уставной капитал АО.
Пример проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения для вахтового поселка
Желательно изучить законы:
- Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
- О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
- О сельскохозяйственной кооперации и пр.
Помимо основных нормативных актов, использование сельскохозяйственных участков также регулируется приказами Министерства сельского хозяйства РФ (например, министерством разработан Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и другие акты).
Понятие статуса и общая характеристика наделов
Рассмотрим общие характеристики подобных земель и их значение в удовлетворение нужд будущих собственников.
Согласно ст.
Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в подпунктах 1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.
ЗК РФ Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
(см. текст в предыдущей редакции)
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд;
(см.
- Предоставление неполного пакета документов.
- Предоставление неверных сведений.
- Ошибки в проекте рекультивации, отсутствие в перечне необходимых для рекультивации данного участка сельскохозяйственных земель мероприятий.
Что делать дальше?
Что происходит после утверждения проекта рекультивации сельскохозяйственных земель?
После того, как ПРЗ утвержден, он может быть реализован. Реализация мероприятий, прописанных в проекте, должна происходить под строгим контролем заказчика (если работы по рекультивации проводит подрядчик) и собственника земель.
По окончанию работ собственник либо уполномоченные органы в области землеустройства в регионе (зависит от того, является ли участок земли частным или государственным) производят приемку работ, о чем составляется акт.
Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
8.
Именно с собственником нужно утвердить перечень сторон, с которыми требуется согласование. Это могут быть, помимо собственника, местные органы власти, организации, обслуживающие территорию (Водоканал, Лесхоз и другие), соседние организации, имеющие общие границы, пути сообщения, инженерные сети).
После того, как заинтересованные стороны согласовали ПРЗ, он направляется на утверждение.
Никакую государственную пошлину за этот процесс платить не надо. Обычно экспертиза проводится не более месяца, один из экземпляров проекта рекультивации после экспертизы остается в ведомстве.
Кто утверждает?
В некоторых регионах этим занимается Росреестр, чаще всего – природоохранные ведомства.
– 0,3-0,5% кадастровой стоимости участка, но не менее трёх тысяч рублей.
Должностным лицам
– 0,5-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 50 тысяч рублей.Кроме этого, по предписанию потребуется привести ЗУ в соответствующий вид, согласно установленному ВРИ. Такая процедура проводится за счёт личных средств нарушителя.
Про ответственность за неиспользование или нецелевое использование таких земель подробно рассказано в отдельной статье.
Каждый участок относится к соответствующей категории. В неё входит несколько видов, разрешающих только целевое использование ЗУ.
Установленные нормы содержатся в Классификаторе ВРИ.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ (далее – ЗК РФ).
Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.
Пункт 1 ст. 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).
В соответствии с п.
Существуют следующие ограничения:
- нельзя покупать более 10% угодий одного района;
- запрещено продавать землю без получения предварительного отказа муниципальных властей от покупки;
- требуется отказ дольщиков от преимущественного права покупки;
- иностранцы не вправе покупать угодья в собственность.
Преимущественное право выкупа земли, которая принадлежит государству, имеют арендаторы, которые не нарушают условия договора аренды и используют участок по своему назначению.
Если земля находится в частной собственности, то стороны оформляют договор купли-продажи и регистрируют его в Росреестре.