Преступление и наказание по законам хамураппи

преступление и наказание по законам хамураппи

Вавилонская эпоха, на протяжении которой Хаммурапи правил в области древнего Вавилона, считается одним из самых важных периодов в истории Месопотамии. Хаммурапи стал королем в 1792 году до н.э. и правил своим крепостным государством на протяжении 42 лет.

Хаммурапи был известен своей обширной кодификацией законов, которая стала известна как Закон Хаммурапи. Этот законопоследование было написано на глиняных табличках и состояло из 282 закона, регулировавших практически все аспекты жизни в Вавилонии.

Закон Хаммурапи был беспрецедентным достижением в законодательстве и стал первым документом, в котором законы были написаны и обнародованы для всеобщего понимания. Благодаря этому закону, Хаммурапи считается основателем первой системы народного законодательства.

Закон Хаммурапи был строго табелирован и разделен на разные категории, включая семейное право, недвижимость, военное дело, контракты и бизнес. Закон также устанавливал справедливые наказания для различных преступлений и определял права и обязанности граждан.

КатегорияОписаниеСемейное правоОпределял правила брака, развода, наследования и инфантицида.НедвижимостьРегулировал владение и передачу земли и недвижимости.Военное делоУстанавливал обязанности солдат и определял наказания за дезертирство и хаос во время войны.Контракты и бизнесСодержал правила для заключения контрактов и сделок в области бизнеса.

Закон Хаммурапи предоставлял наказания, которые были часто связаны с принципом “око за око”. Наказания могли варьироваться в зависимости от тяжести преступления и социального статуса человека. Закон также защищал слабых и уязвимых в обществе и обеспечивал справедливость.

В целом, правление Хаммурапи и его Закон Хаммурапи продемонстрировали его стремление к справедливости и установлению порядка в своем государстве. Эти законы стали прецедентом в законодательстве и значительно повлияли на последующие правовые системы в других цивилизациях.

Законы Хаммурапи как фактор развития судебной системы

Главным вкладом в развитие Вавилона и его государственности была организация и развитие судебной системы. Законы Хаммурапи на сегодняшний день являются самыми древними, дошедшими до нашего времени. Судебник Хаммурапи был записан приблизительно в 1750-х годах до н. э., что говорит о том, какой развитой была страна.

После начала использования законов произошли существенные изменения:

  • Официально закрепляется государственный строй, а именно – рабовладельческий.
  • Организовываются судебная система и система исполнения законодательства.
  • Определяется основной господствующий класс – рабовладельцы.

Введение законов Хаммурапи и наказаний за преступления, описанных в кодексе, преследовало несколько целей. Во-первых, создание нового права, а во-вторых, сохранение уже имеющейся правовой системы, основанной на законах Эшнунны, но только с уточнениями, дополнениями и существенными изменениями.

Принцип “ока за око” и справедливость

Идея “ока за око” подразумевает, что никто не может остаться безнаказанным за причиненное зло. Она предполагает, что каждое действие должно быть оценено и оправданно. Такой подход к наказанию создает ощущение равенства перед законом и обеспечивает справедливость для всех членов общества. Если кто-то причиняет вред другому, он сам должен понести последствия своих действий.

Принцип “ока за око” также служит средством предотвращения преступлений. Зная, что за свои действия им будет причинено такое же вредное последствие, люди скорее будут обдумывать свои поступки и стараться избегать причинения вреда другим.

Закон Хаммурапи с его принципом “ока за око” обеспечивал своего рода коллективное самозащита общества от агрессивных и недобросовестных людей. Ответная мера, предусмотренная законами, устанавливала пропорциональность между преступлением и наказанием, что обеспечивало справедливость среди граждан Вавилона.

Преступления и наказания по законам Хаммурапи. Статьи

В первых пяти статьях говорилось о лжесвидетельстве, магии и ответственности судей за неправомочный приговор. За эти преступления предусматривалась смертная казнь, а судья лишался должности и платил большой штраф.

Содержание прочих выглядело следующим образом:

  • Положения об охране всего принадлежащего царю, его приближенным и храмам, другой собственности, включая рабов. За нарушения по этим статьям предполагалась смертная казнь.
  • Статьи за незаконное использование чужих землевладений. Наказания были весьма суровыми, например, телесные либо крупный штраф. Если виновный не мог оплатить штраф, то он отправлялся в рабство на три года к потерпевшему.
  • Правила ведения торговых операций.
  • Описание семейных правовых отношений.
  • Статьи законов Хаммурапи и наказания за преступления, касающиеся нанесения вреда здоровью – как умышленного, так и неумышленного.
  • Параграфы, поясняющие правила операций с таким имуществом, как рабы и скот.

Смертная казнь грозила воинам, посылавшим в военные походы вместо себя наемников. Это было обусловлено тем, что воины получали в долгосрочную аренду земли, которые они по наследству оставляли своим детям.

Кодекс Хаммурапи. Общая характеристика

Судя по первым строкам клинописного текста, главная цель создания кодекса – установление всеобщей справедливости. Главным гарантом этого и источником всяческих благ объявлялся царь.

Основная часть кодекса – это статьи законов, их в своде насчитывается несколько сотен. Несмотря на обращение к богам во вступлении, сами статьи не имеют связи с религиозными аспектами жизни людей того времени, а касаются исключительно правовых моментов.

В заключение этого документа царь перечисляет свои заслуги перед страной и богами в принятой в то время напыщенной манере и призывает кары богов на головы нарушителей закона.

Характеристика кодекса царя Хаммурапи может быть дана как с юридической, так и с исторической точек зрения.

Семейное право и наследство (статьи 127-194)

Брак заключался по контракту супругов или их родителей, без документа женщина не являлась женой.

Изнасилование, инцест и прелюбодеяние всегда каралось смертью. Исключения делались для жены, которая была прощена мужем, и для мужа, который «грешил» с незамужними дамами.

Инцестом считалась связь отца с дочерью, свекра с невесткой, сына с матерью, пасынка с мачехой.

Если муж попадал в плен, а жена не могла себя содержать она могла выйти замуж за другого, но по возвращению мужа из плена должна была вернуться назад к нему. Полностью лишались жен только беглые.

Развестись с верной, нерасточительной или больной женой было не возможно, только если она не жрица. Жрица при разводе получала часть имущества мужа и свое приданное назад. Расточительница же при разводе не получала ничего и могла остаться при муже как рабыня.

Отказ жены от близости рассматривался всем кварталом. Если это происходило из-за измен и унижений мужа, то она вместе со своим приданным возвращалась к отцу, если же она оказывалась «блудницей», то ее надлежало утопить.

Жена-жрица не имела права иметь детей, и для этой цели она предоставляла мужу рабыню, избавляя ее от знака рабства.

Если «жену человека» или жрицу оклеветали (ложно обвинили в чем-либо, чаще – в неверности), то наказание для лгуна было позорным – бритье половины головы и публичная порка.

Убить мужа ради другого (или позволить это сделать кому-либо) было чревато для женщины сажанием на кол.

Муж мог подарить жене или сыну (а мать – одному из сыновей) движимое или недвижимое имущество, которое оказывалось вне общего наследства или долгов.

То, что по долгам, которые возникли после заключения брачного контракта, платить должны были оба супруга, означало юридическую дееспособность женщины в Вавилонии Хаммурапи.

Приданное жены, в случае ее смерти, переходило не к ее отцу или мужу, а к ее сыновьям, если же детей не было, значит, оно возвращалось тестю. В случае смерти мужа, женщина оставалась в его доме и могла до конца жизни пользоваться всем его имуществом, но не могла его продать.

В Вавилоне вместо слова «умереть» употреблялось выражение «уйти к судьбе». Именно в этом значении оно встречается на протяжении всего текста Законника.

Наследство (кроме приданного жены или подаренного ей) делилось между сыновьями поровну. Лишить сыновей наследства отец мог в судебном порядке, доказав, что они дважды «тяжко» провинились перед ним.

Дети рабыни имели право на наследство, если были признаны отцом «своими». В любом случае они (и их мать) получали свободу.

Рабы при Хаммурапи могли иметь семью, и даже жениться на свободнорожденных. Их дети в этом случае также считались свободными.

Дети были собственностью мужа, он мог их продать. Приемные дети также были собственностью, и могли вернуться в дом найденных родителей только через суд (и то не всегда). Но приемышей можно было выгнать из дома, правда, только с третью наследственной доли.

Если же приемыш оказывался в семье евнуха (гирсекума) или храмовой блудницы (зикрум), то за попытку уйти в дом кровных родителей его лишали глаза, за попытку бунта – отрезали язык.

Имущественные преступления и гонорары (статьи 215-282)

Лечение в Вавилонии и людей, и животных было платным. Услуги доктора зависели от сложности производимых процедур и платежеспособности клиента. Вылечить свободного человека было в 2 раза дороже, чем царского, и в 4 раза дороже, чем раба. Но в случае неудачной операции врачу отсекали руку или заставляли возместить ущерб.

Строители и корабельщики также несли наказание за «халтуру» и возмещали убытки.

Хаммурапи установил тарифы за наем рабочих, скота или транспорта. Если скоту были нанесены увечья, или оно погибло от нападения льва, или эпидемии, то наниматель не нес за это ответственности. Это были проблемы владельца животного.

Ответственность у нанимателя наступала, если животное умерло в результате небрежности или побоев, а также заразных болезней (которых можно было избежать) и нападения любого другого хищника, кроме льва. Кроме того нельзя было присваивать нанятый скот (орудия труда или транспорт).

Труд сельскохозяйственных работников оплачивался зерном, ремесленников, врачей, строителей и т.д. – серебром.

Рабы в Вавилонии были имуществом и товаром, на них был даже «гарантийный срок»: если в течение месяца выясняется, что раб тяжело болен, продавец должен был забрать его обратно.

Если же раб не признавал господина – ему отрезали ухо, а на строптивых рабов накладывали рабский знак – клеймо, которое вырезали или выжигали на теле.

Наказания за преступления против жизни и здоровья граждан

Наказания за уголовные преступления, описанные в кодексе, отличаются жестокостью – самой распространенной карой была смертная казнь. Причем в основном статьи уголовного права опирались на распространенный в древности принцип талиона, по которому наказание должно быть аналогично (равнозначно) совершенному преступлению.

Этот логичный, с точки зрения сознания древнего человека принцип нередко доводился до абсурда. Так, в одной из статей кодекса написано, что если строитель построил непрочный дом, и в результате его обрушения погиб сын владельца дома, то необходимо убить ребенка строителя.

Иногда телесные наказания могли быть заменены штрафом, особенно если речь шла о причинении вреда рабу.

Специальных судей общество Древнего Вавилона не знало, и урегулированием отношений между гражданами и определением меры наказания за преступления занимались административные чиновники и именитые люди города. Верховным судьей, приговор которого не оспаривался, считался сам царь.

Во времена Хаммурапи существовали и храмовые суды, но они не играли существенной роли в судопроизводстве и лишь принимали клятвы перед статуей божества в храме.

Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи

Санкции по кодексу Хаммурапи были порою весьма жестоки. При этом телесные наказания, которые применялись к рабам, не распространялись на авилумов и мушкенов, они заменялись штрафом. Если авилуму или мушкену не могли материально компенсировать понесенный ущерб, полагалась отдать им во владение раба сроком на три года.

Если виновник преступления не был рабовладельцем, то он мог отдать потерпевшему любого из членов своей семьи, либо сам стать рабом на тот же период. Вардумам никакой компенсации вообще не предоставлялось, более того, они не имели права голоса не то что в суде, но и перед хозяином. Наказания для них были телесными, в некоторых случаях им отрубали конечности и даже убивали.

На первый взгляд, законы царя Хаммурапи и наказания за преступления кажутся крайне несовершенными и жестокими. Однако стоит учитывать, что до введения этого кодекса правовая система отсутствовала вообще, и решения в судах принимались на усмотрение судей. А также нельзя забывать, что законы были приняты во II тысячелетии до н. э. – во времена, когда убийство и рабство считались обычными явлениями. Заслуга же Хаммурапи состоит в том, что он осуществил первые шаги по пути к цивилизации общества в правом аспекте.

Охрана личного и служебного имущества (статьи 6-41)

Воровство собственности царя, храмов и населения, в том числе «живого» имущества – детей или рабов, а также покупка (принятие в дар) чего-либо у раба или несовершеннолетнего каралось почти всегда смертью.

Если же при ограблении дома вор был не пойман, а затем – не найден, все соседи должны были собраться и возместить ущерб пострадавшему.

Воинам за службу давалась земля, поэтому если воин отказывался от похода или посылал вместо себя кого-то другого, то он приравнивался к вору, утрачивал титул, а его надел отбирался.

Служебную землю нельзя было продать, отдать за долги или передать жене, она сохранялась даже за пленными воинами (их было положено выкупать).

Продать свой надел могли только торговцы, жрицы и «иные служащие», при условии, что их работу теперь будет выполнять покупатель.

Преступлением считалась обмен или продажа любого служебного имущества (дом, сад, надел и т.п.), при этом наказание нес только покупатель, продавец же считается пострадавшим. Ему, как правило, возвращали имущество назад вместе с доплатой.

Вавилон за 18 веков до рождения Христа

Собрание законов Хаммурапи можно назвать вершиной законотворчества древних цивилизаций. Он был создан в эпоху расцвета Вавилонского царства в XVIII веке до н. э. Это было совершенное по тем временам государство с сильной, хотя и ограниченной царской властью. Считавшийся служителем верховного божества царь правил, опираясь на жрецов, и его действия так же, как и поведение любого другого жителя Вавилона, регламентировались законами. Это отражает кодекс Хаммурапи, статьи которого посвящены правам и обязанностям граждан.

Основой экономики Древнего Вавилона было сельское хозяйство, и обязанностью правителя являлся контроль за состоянием полей, тем более что большинство земли принадлежало государству.

Развитая система чиновников позволяла успешно решать самые сложные проблемы управления государством, а постоянная армия защищала не только внешние границы, но также внутренний порядок и власть царя.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *