Правила перевозки авто при жесткой сцепке
В автошколе рассказывают только теорию о буксировке автомобиля, которая нужна для сдачи экзамена. Хорошо, если водитель понимает, чем отличается гибкая сцепка от жесткой и разрешается ли буксировка в гололедицу. Но этих знаний недостаточно.
Напомним два основных понятия:
Гибкая сцепка – это вид буксировки, когда расстояние между машинами не зафиксировано и может меняться в пределах длины троса.
Жесткая сцепка – вид буксировки, при которой машины соединены специальной металлической конструкцией (чаще всего в форме треугольника). То есть расстояние между тягачом и буксируемым автомобилем не меняется, они соединены жёстко.
В ПДД есть масса ограничений и требований, запрещающих буксировку. Основная часть требований прописана в пункте 20 ПДД.
Что нужно помнить про буксировку из правил дорожного движения:
-
При буксировке на гибкой сцепке водитель буксируемой машины обязательно должен сидеть за рулем. При жесткой сцепке второй водитель не нужен.
-
У водителя тягача (переднего автомобиля, который тянет вторую машину) стаж вождения должен быть не менее двух лет. Управлять буксируемой машиной можно любому водителю, ограничений по стажу нет.
-
При буксировке нельзя разгоняться свыше 50 км/ч как в городе, так и на трассе.
-
На буксируемой машине необходимо включить аварийку и ближний свет фар (либо дневные ходовые огни или противотуманки). Если аккумулятор разряжен и световые приборы не работают, под заднее стекло или на багажник надо повесить знак аварийной остановки.
-
На тягаче необходимо включить только ближний свет (либо дневные ходовые огни или противотуманки). Включать аварийку нельзя, чтобы оставалась возможность пользоваться поворотниками.
-
Если вы буксируете машину на гибкой сцепке, длина троса должна быть от 4 до 6 метров. При жесткой сцепке — расстояние между машинами не должно быть больше 4 метров.
-
Еще по правилам надо повесить два бело-красных светоотражающих флажка на трос (размером 20х20 см). Это делается для безопасности, чтобы другие водители лучше видели трос и не перестраивались между машинами при буксировке.
Буксировка полностью запрещена:
-
Если на дорогах гололедица, а машины соединены гибкой сцепкой.
-
Если рулевое управление сломано.
-
Если не работают тормоза. Исключение сделано только для жесткой сцепки, когда тягач вдвое тяжелее буксируемой машины.
-
Буксировать одновременно два авто нельзя.
Что должен знать водитель тягача
Старайтесь трогаться плавно и без рывков. Это нужно, чтобы трос натягивался постепенно.
Не забывайте подавать звуковые и световые сигналы, о которых вы договорились заранее. Например, посигналить или однократно моргнуть фарами, прежде чем начать движение.
Не тормозите резко. Если вы видите желтый сигнал светофора или впереди большой перекресток, лучше подождите, чтобы не создавать опасных ситуаций или заторов. Помните, что водитель задней машины может не среагировать как надо, особенно при неработающем усилителе руля.
Перестраивайтесь плавно и контролируйте дистанцию до других автомобилей, чтобы водитель буксируемой машины успел безопасно завершить маневр.
Лучше не ехать по дорогам с крутыми подъемамии спусками. Если полностью исключить их из маршрута нельзя, постарайтесь не останавливаться на уклоне. Тронуться в этом случае будет проблематично.
Повороты старайтесь проходить по максимально широкой траектории. Не срезайте углы.
Старайтесь все время держать трос в натянутом состоянии, чтобы при старте и ускорениях не было ударных нагрузок.
Берегите коробку передач своего автомобиля. На механике при переключениях держите обороты выше обычного, чтобы не было рывков и резкой потери тяги.
На некоторых автоматических коробках передач есть ручной режим или положение L (Low). Можно воспользоваться одним из этих режимов, чтобы коробка не переключалась на повышенные передачи и вы лучше контролировали тягу.
Советы водителям
Помните: в сцепке суммарная длина транспортного средства увеличивается в разы. Трогайтесь максимально мягко. Если первая машина с механической коробкой передач, старайтесь переключать передачи быстро, а работать педалями – спокойнее. Делайте больший радиус поворота, так как машина позади сделает меньший радиус. При любом способе буксировки ведите машину максимально плавно, избегая резких манёвров. Тормозить необходимо также осторожно.
Водителю буксируемого авто необходимо в точности повторять направление движения за буксиром. Тормозить только в самых необходимых случаях. Лучше всего подробно обсудить маршрут с водителем буксируемого авто. Это придаст уверенности на дороге и позволит избежать некоторых трудностей.
Будьте внимательны, лёгкого вождения!
Правила буксировки на жесткой сцепке
- Расстояние между буксируемым и буксирующим транспортными средствами не должно превышать 4 м.
- За рулем буксируемого автомобиля обязательно должен находиться водитель, за исключением случаев, когда жесткая сцепка обеспечивает полный контроль над траекторией движения буксируемого автомобиля.
- Запрещено буксировать на жесткой сцепке автомобиль с неисправным рулевым управлением.
- Запрещено буксировать на жесткой сцепке автомобиль с неработающей тормозной системой. Исключение составляет только один случай: когда фактическая масса буксирующего автомобиля в 2 и более раза больше, чем масса буксируемого – в этом случае буксировка на жесткой сцепке допускается.
Буксировка методом частичной погрузки. Это один из самых сложных способов буксировки автомобиля, для него необходим специальный буксирующий автомобиль. При этом способе передние колеса буксируемого автомобиля грузятся на грузовую платформу буксирующего автомобиля. Погрузка может осуществляться с помощью специального крана или своим ходом, по специальным рельсам. Обратите внимание, что если автомобиль погружен целиком, то это уже не буксировка, а перевозка груза.
Какой буксировочный трос лучше купить
Для начала нужно убедиться, что в вашем автомобиле есть места, предназначенные для крепления троса. Если крепить его некуда, то использовать для крепления бамперы, подвеску или кузовные детали нельзя. Иначе вы гарантированно повредите автомобиль – бампер или деталь подвески не выдержат нагрузку и оторвутся.
Под бампером машины есть металлическая проушина, в которую вставляется трос. На многих новых автомобилях проушина лежит в багажнике и только при необходимости вкручивается в специальное отверстие, прикрытое заглушкой.
Крепление. Обычно тросы продаются с универсальными креплениями. У них на концах есть металлические крюки, которые и вставляются проушину.
Крепления могут быть в виде карабина или металлической скобы с крепежным винтом. В продаже встречаются тросы и вовсе без креплений, их необходимо завязывать на проушине, но такой вариант неудобен.
Нагрузка. Трос должен быть прочным и эластичным. Его нагрузка измеряется в тоннах, лучше брать вариант с запасом на 3-5 тонн или больше.
Тип. Динамические стропы (или рывковые) используются, чтобы вытащить автомобиль, когда он застрял. Для буксировки такие обычно не используют.
Металлические тросы и конструкции для жесткой сцепки применяют в основном для буксировки тяжелых грузовых машин и автобусов. На легковушках применять жесткую сцепку не рекомендуется — кузов будет испытывать повышенные нагрузки, можно запросто повредить бамперы.
Для новичков. Неопытным водителям хорошо подойдет обычный ленточный трос или трос-рулетка. Последний во время использования не провисает. Соответственно, такой трос не окажется под машиной и не намотается на колесо.
Где покупать. Лучше всего покупать тросы в специализированных автомобильных магазинах. Там будет хороший выбор, консультанты подскажут, какая модель лучше подойдет для вашей машины. Разброс цен большой. Можно найти трос за пару сотен рублей, а можно и за 15 тысяч.
Покупать совсем дешевые варианты не стоит. Если трос порвется, он может повредить бампер или другой элемент автомобиля, такая экономия выйдет боком. Хороший вариант можно купить за 500 — 1 500 рублей.
Буксировка на жёсткой сцепке
Данный способ относительно редко применяется для легковых автомобилей. Устройство для сцепки представляет собой металлическое сооружение в виде треугольника или штанги. Такое приспособление обеспечивает одинаково равную дистанцию между транспортными средствами. Устанавливается на специальные места для крепления – автомобильные скобы или проушины.
Каковы обязательные условия для осуществления данного вида буксировки? Во-первых, рулевое управление буксируемого автомобиля должно быть исправно, а водитель обязан находиться на своём месте. Исключением из правила будет случай, где конструкция обеспечивает движение буксируемого авто точно по направлению буксира. Во-вторых, если масса буксируемого автомобиля на половину больше массы буксирующего транспортного средства, тормозная система тоже должна быть исправна. В-третьих, расстояние между транспортными средствами должно составлять не более 4 метров.
В отличие от гибкой сцепки, при жёсткой буксируемое авто движется менее резко, практически без рывков.
Буксировка методом частичной погрузки
Данный способ не является простым, так как требуется кран или грузовой транспорт для погрузки авто на специальный эвакуатор. Никакие тросы здесь не нужны. Буксируемый автомобиль устанавливается передними колёсами на эвакуатор. Задние колёса касаются дорожного полотна. При этом, запрещено нахождение пассажиров и водителя в буксируемом авто, а также людей в кузове буксира. При данном способе буксировки важно учитывать массы автомобилей: масса первого (буксирующего) в два раза меньше второго (буксируемого).