Какой нормативный акт обладает высшей юридической силой

Какой нормативный акт обладает высшей юридической силой

Сущность понятия «нормативно-правовой акт»

Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, принятый государственным органом и содержащий правовые нормы.

Акт применения права содержит государственно-властное индивидуальное указание по применению права (например, требование, направленное конкретному налогоплательщику по уплате налога).

Появление нормативных актов указывает на утверждение, изменение или отмену содержания правовых норм. Правовые акты обязательны к исполнению, они включают разные нормы права. Для таких актов характерен юридический стиль и письменное изложение. Нормативные акты обладают юридической силой, которая представляет их релятивное свойство, показывающее, какое место данный акт занимает во всей системе законодательства.

В России функционирует сложная система актов, которые находятся в определенной соподчиненности между собой и направлены на регламентацию отношений в обществе.

Виды нормативно-правовых актов

Основаниями для классификации нормативных актов являются: характер, юридическая сила, содержание, объем действия, субъекты издания и т.д. Наиболее важным критерием классификации нормативных актов выступает юридическая сила.

Нормативно-правовые акты классифицируют по разным основаниям:

  • по территории действия (местные, региональные, федеральные);
  • по предмету правового регулирования (административно-, гражданско-, уголовно-правовые акты).

По юридической силе правовые акты делятся на подзаконные акты и законы.

В отдельных государствах законы могут быть приняты представительными органами, высшими судебными инстанциями, на референдумах, в порядке делегированного правотворчества. Законы составляют ядро правовой системы государства, определяя структуру всех правовых актов.

Основные признаки закона:

  • основной источник права;
  • существует особый порядок их принятия;
  • закон принимается конкретными субъектами, общепризнанными представителями государственного суверенитета (высший представительный орган власти либо народ);
  • регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон обладает высшей юридической силой. Никто не имеет права изменить или отменить закон, за исключением органа, который создал его. Иные нормативно-правовые акты не могут противоречить закону. Если между подзаконным актом и законом появляются противоречия, приоритет отдается закону.

Законы могут классифицировать по:

  • юридической силе (федеральные законы, федеральные конституционные и конституция);
  • сфере действия (субъектов федерации и федеральные);
  • субъектам законотворчества (принятые органами государственной власти или на референдуме);
  • отраслевой принадлежности (гражданские, административные, конституционные);
  • внешней форме выражения (устав, закон, кодекс, конституция);
  • сроку действия (временные и постоянные);
  • кругу лиц (распространяют действие на граждан, иностранцев, лиц без гражданства);
  • времени вступления в силу.

Федеральный конституционный закон – это правовой акт, определяющий начала общественного и государственного строя, правовое положение организации и личности, на основе которого создается и детализируется система нормативных актов.

Федеральный конституционный закон обладает рядом особенностей:

  • дополняет и развивает Конституцию РФ;
  • принимается исключительно по вопросам, прямо предусмотренных Конституцией;
  • имеет большую, чем обычные законы, силу;
  • обладает особым порядком принятия.

Президент не может отклонить федеральные конституционные законы, в его обязанности входит их подписание и обнародование.

Федеральный закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом, регламентирующий ограниченные сферы жизни общества.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимают во исполнение на основании законов, издаются исполнительными органами государственной власти, не могут противоречить закону, но дополняют, развивают и конкретизируют его.

Подзаконные акты не могут противоречить законам, основываются на их юридической силе, обладают меньшей юридической силой. Акты конкретизируют положения законов относительно особенностей, существующих в обществе доминирующих интересов. Подзаконные акты являются актами разных органов исполнительной власти. Они подразделяются в зависимости от сферы распространения и субъектов издания акты подразделяются на: внутриорганизационные, ведомственные, местные, общие.

Внутриорганизационные (локальные) акты издаются разными организациями для разрешения внутренних вопросов, распространяющиеся на ограниченный круг лиц, членов данных организаций.

Ведомственные акты принимаются на основе указов Президента, законов РФ, постановлений Правительства. Они регулируют отношения, которые находятся в ведении исполнительной структуры, распространяются на ограниченную сферу отношений в обществе.

Местные акты являются актами исполнительной и представительной власти на местах. Эти акты издаются территориальными органами власти, органами муниципального самоуправления (уставы и конституции субъектов, постановления или нормативные решения мэрий, советов, муниципалитетов, положения, регламенты, распоряжения, постановления).

Действие общих подзаконных актов распространяется на всех граждан государства. Общие акты – это предписания высших органов исполнительной власти (распоряжения и указы Президента, распоряжения и постановления правительства), носящие нормативный характер.

Воспользуйся нейросетью от Автор24

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *