Какие органы осуществляют госуправление охраной труда

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике.


Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минтруда России в порядке, определенном указанным Положением для их разработки и утверждения.

На территории РФ в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 39).

Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека, среды его обитания.

Какие органы осуществляют госуправление охраной труда

КЗоТ указывается, что работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию (учреждению) из-за нарушения возложенных на них обязанностей, в том числе, и вследствие нарушения правил охраны труда. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полного размера причиненного ущерба. Собственник предприятия (учреждения) или уполномоченное им лицо (орган) несет материальную ответственность за причиненный ущерб работнику независимо от наличия вины, если не докажет, что ущерб причинен вследствие непреодолимой силы или умысла пострадавшего.

Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной зашиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда.

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если собственник не исполняет законодательство об охране труда, условия коллективного договора по этим вопросам. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного заработка.

Собственник создает на предприятии службу охраны труда в соответствии с приказом Госкомитета Украины по надзору за охраной труда № 73 от 03.08.93г.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

Частью 3 комментируемой статьи к числу подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, отнесены стандарты безопасности труда. В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании” утратил силу Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 “О стандартизации”, определявший статус государственных стандартов как обязательных к применению нормативных правовых актов.

Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636.

Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях или определяются приказами руководителей.

Контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций. Работники этой службы вправе потребовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений – отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

В основе их работы — методическая помощь работодателям региона.

Полномочия надзорных органов

Государственный надзор в области ОТ осуществляют:

  • прокуратура. Она следит за соответствием НПА нормам права и контролирует их исполнение на местах, подчиненными лицами и ветвями власти;
  • Роструд. Специально уполномоченная структура, подконтрольная Минтруду.
    Проводит правоприменительные мероприятия, в числе которых и надзорные, оказывает услуги в сфере занятости, дает разъяснения правовых норм в области труда и его охраны;
  • государственные инспекции труда на местах. Проводят проверки соблюдения норм и правил в области ОТ, ведет консультативную работу;
  • Роспотребнадзор.

Так, например, Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.09.2009 N 58 утверждены СанПиН 2.4.6.2553-09 “Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста”. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 18.05.2009 N 30 утверждены Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 “Гигиенические требования к условиям труда инвалидов”.

При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет с возможностью его продления, но не более чем на пять лет (п.
п.

Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.

  • Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  • Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.
  • Контролирующие государственные органы по охране труда

    Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ.

    Его удобно представить в виде схемы

    Как видим, в государственном управлении системой ОТ просматриваются несколько уровней, на каждом из которых выполняются определенные цели.

    Уровень государственного управления системой ОТНаименование ведомстваРешаемые задачиФедеральныйМинтрудОбеспечивает нормативно-правовую базу и системы государственного управления охраной трудаРегиональныйПравительства регионовКонкретные функции законодательно расшифрованы слабо. Основная задача — адаптация законодательной базыМуниципальныйАдминистрации муниципальных образованийОрганизация и контроль деятельности по ОТ на местах, исполнение функций, переданных «сверху»ЧастныйПредприятияИсполнение норм и правил ОТ в рамках предприятия

    Расшифруем подобнее функции правительства РФ, Минтруда и других уполномоченных государственных органов в области управления охраной труда.

    ОТ, проверяется, как устранены недостатки, которые выявила прошлая проверка, и т. д. Потом делается запись в журнале 3-ступенчатого контроля и вырабатываются пути устранения выявленных при проверке недочетов и недостатков.

    Проверки третьей ступени проводят главный инженер и комиссия, которую он возглавляет. Проверяют:

    • в каком состоянии находятся рабочие места и помещения в целом;
    • состояние оборудования, которое непосредственно задействовано в производстве;
    • в рабочем ли состоянии находятся средства защиты, в том числе индивидуальные;
    • устранены ли недостатки, которые выявлены на 2 предыдущих ступенях, как идет процесс их ликвидации;
    • как выполняются решения, приказы руководства, профсоюзных органов по охране труда.

    Крупные предприятия проверяются по графику.

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *