Исключения в корнях с чередованием
На выбор гласной в корнях -скак-/-скоч-, -лаг-/-лож-, -ращ-/-раст-/-рос- влияет то, какая согласная или сочетание согласных следует за ней:
- в корнях -лаг-/-лож- перед «ж» пишется «о», а перед «г» –«а»;
- в корневых морфемах -ращ-/-раст-/-рос- перед «с» пишется «о», а перед «щ» и «ст» – «а»;
- в корнях -скак-/-скоч- перед «ч» пишется «о», а перед «к» – «а».
Например: обложение – облагать, выскакивать – выскочка, растение – сращение – поросль.
Исключения: Ростислав, полог, скачок, росток, Ростов, ростовщик, отрасль, личные формы глагола скакать (скачу, скачешь и т.д.)
.Не смешивать с корнями-омонимами и буквосочетаниями в лексемах: росинка, усложнённый, роса, логичный и др.
- Практическая часть: примеры предложений с различными типами гласных в корне
- Упражнения
- Использование рифмовок и считалок
- Правило чередования О-А в корнях -рос-, -раст-, -ращ-
- Гар-гор, зар-зор: правило применения на практике
- Слова с чередующимися гласными е//и в корне
- Написание букв «а» и «о» перед согласными корня
- Использование онлайн-тренажеров
- Основные правила чередования гласных:
- Влияние ударения на чередование гласных
- Зависимость правописания гар-гор от ударения
- 4. Сложные случаи чередования “а”/”о”
- ����� � ������������� �������� �/�
- 6. Применение правил на практике
- Зависимость от наличия /отсутствия суффикса
- Влияние конечной согласной корня
- Правило встречается в следующих упражнениях:
- Правописание зависит от последующего гласного
- Чередования в глагольных формах
- 2. Чередование гласных е/и в корне
- Корни с чередованием от согласных
- Правописание зависит от ударения
- Корни с чередованием “и”/”е” от суффикса -а-:
- Корни с чередованием г/ж, з/ж, д/ж и др.
- Как не спутать чередующиеся корни с проверяемыми и непроверяемыми
Практическая часть: примеры предложений с различными типами гласных в корне
Пример 1. Проверяемые гласные в корне:
-
Он прошёл через лес (лесок) и увидел озеро.
-
Вдали была видна башня на высоком холме (холмик).
Пример 2. Непроверяемые гласные в корне:
-
Этот закат был прекрасен, горизонт словно разрезался на части.
-
Вестибюль был большим и светлым.
Пример 3. Чередующиеся гласные в корне:
-
Когда он нагнулся, чтобы завязать шнурки, ему стало плохо.
-
Вдали показалась заря, разгоняя тьму.
Упражнения
Упражнение 1: определите, какие гласные нужно вставить в корень слова
Вставьте пропущенные гласные в корни слов, опираясь на правила правописания проверяемых и чередующихся гласных.
-
З..ря — з..рный
-
Л..гать — пол..жение
-
Пром..кать — м..кнуть
-
Б..рожить — поб..рание
-
Тв..рец — утв..рь
-
Гор..ть — заг..релый
Ответы:
-
Заря — зорный (чередование: без ударения «а», под ударением «о»).
-
Лагать — положение (чередование: «а» перед суффиксом «а», «о» без него).
-
Промокать — мокнуть (чередование: «а» в значении «погружать», «о» в значении «промокнуть»).
-
Бирать — побирать (чередование: «и» перед суффиксом «а», «е» без него).
-
Творец — утварь (чередование: «о» под ударением, «а» без ударения, исключение — «утварь»).
-
Гореть — загорелый (чередование: «о» без ударения, «а» под ударением).
Упражнение 2: определите, какие слова содержат проверяемые гласные
Найдите среди предложенных слов те, которые содержат проверяемые гласные, и подберите к ним проверочные слова.
-
Трава
-
Корабль
-
Беречь
-
Заря
-
Вода
Ответы:
-
Трава — проверочное слово: травка.
-
Корабль — проверочное слово: кораблик.
-
Беречь — проверочное слово: берег.
-
Заря — слово с чередующимися гласными (не проверяется ударением).
-
Вода — проверочное слово: водичка.
Упражнение 3: Вставьте пропущенные гласные в корнях с чередованием
Вставьте пропущенные гласные в предложенных словах.
-
П..ложить — пол..жение
-
З..ря — з..рька
-
Пр..коснуться — кас..ние
-
М..кнуть — м..кание
-
Скл..нить — накл..ниться
Ответы:
-
Положить — положение (чередование: «о» без суффикса, «а» перед «а»).
-
Заря — зорька (чередование: «а» без ударения, «о» под ударением).
-
Прикоснуться — касание (чередование: «о» без суффикса, «а» перед «а«).
-
Мокнуть — макая (чередование: «о» при состоянии, «а» при погружении).
-
Склонить — наклониться (чередование: «о» под ударением, «а» без ударения).
Упражнение 4: Найдите слова с непроверяемыми гласными
Из приведённых слов выберите те, которые содержат непроверяемые гласные.
-
Автобус
-
Гора
-
Вестибюль
-
Лагерь
-
Карусель
Ответы:
-
Автобус — непроверяемая гласная «о».
-
Вестибюль — непроверяемая гласная «е».
-
Карусель — непроверяемая гласная «а».
Упражнение 5: Исправьте ошибки в написании гласных в корне
В следующих словах допущены ошибки в написании гласных в корне. Исправьте их.
-
Зоря (заря)
-
Промакать (промокать)
-
Ложить (лагать)
-
Склонился (склонить)
-
Коснулся (касаться)
Ответы:
-
Заря — чередование «а» без ударения.
-
Промокать — чередование «о» при значении «промокнуть».
-
Лагать — чередование «а» перед суффиксом «а».
-
Склонить — правильное написание.
-
Касаться — чередование «а» перед суффиксом «а».
Заключение
Правописание гласных в корне слова — это важная тема, которая требует внимательного изучения и регулярной практики. Правила написания проверяемых и чередующихся гласных помогают избегать многих ошибок, но для правильного использования слов с непроверяемыми гласными необходима регулярная работа со словарями. Знание этих правил помогает писать грамотно и уверенно в самых сложных случаях русского языка.
Использование рифмовок и считалок
Эффективны различные рифмованные правила с примерами. Например:
Если суффикс -А- есть, То в корнях буква И пишется, А без -А- наоборот – Там Е пишем, запомни, вперед!
Правило чередования О-А в корнях -рос-, -раст-, -ращ-
Корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- относятся к группе, где правописание зависит от букв, следующих после гласной. Нужно запомнить правило -рос-, -раст-, -ращ-: в корнях с чередованием А//О перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Примеры: подРОС, подРАСТаю, выРАЩенный.
При обозначении орфограммы мы должны графически показать, от чего зависит правописание: буква, в которой сомневаемся, подчёркивается одной чертой, доказательство — двумя. Орфограмма обозначается следующим образом: растение, росток (искл.).
Гар-гор, зар-зор: правило применения на практике
Чтобы научиться правильно применять это правило чередования гласных, давайте рассмотрим алгоритм действий. Вот что нужно сделать, чтобы определить, какую гласную писать в конкретном слове:
- Проверить, относится ли слово по значению к гар-гор или это омоним (например, “гора”, “горький”). Если омоним – правило не работает.
- Если слово подходит, проверить, не является ли оно исключением типа “выгарки”, “пригарь” и т.д. Если исключение – пишем “а”.
- Если не исключение, найти корень и поставить в слове ударение.
- Под ударением писать “а”, без ударения – “о”.
Давайте потренируемся применить этот алгоритм на практике. Возьмем, к примеру, слово подгорание.
- Слово имеет значение “подвергнуться воздействию огня” – подходит.
- Не является исключением.
- Ставим ударение: подгорАние.
- Корень безударный, значит, выбираем “о”.
Проверяем по словарю – действительно, пишется подгорание. Значит, мы все сделали правильно!
Отрабатывайте этот алгоритм на разных словах, тогда правило чередования гар-гор перестанет казаться сложным и запомнится надолго.
В этой статье мы разобрали самые важные моменты, связанные с чередованием гласных в корнях гар-гор. Как видите, несмотря на наличие исключений, основное правило довольно простое – стоит только запомнить, что выбор гласной зависит от ударения. А значит, если уделить этой теме немного внимания, можно избежать ошибок в таких корнях.
Слова с чередующимися гласными е//и в корне
Приведем примеры слов с чередующимися гласными е//и в корне. Заметив суффикс -а- в морфемном составе слова, правильно пишем букву «и» в его корне.
1. бер-/бир-
- соберу гостей — пойду собирать травы;
- заберешь с собой — забирать вечером;
- отберете нужное количество — отбирать немного;
- наберем воды — набирайте яблок;
- приберет в комнате — прибираю дом;
- подберите волосы — подбираю камешек;
- полная неразбериха;
2. дер-/дир-
- придерусь к нему — придираться без конца;
- продерусь сквозь заросли — продираться с трудом;
- сдерет наклейку — сдирает постоянно;
- отдерешь марку — отдираем глину;
- надерет уши — надирает вихры;
- раздерет ранку — раздирает все время;
- удерембез оглядки — удирает от нас;
3. мер-/мир-
- замерло сердце — замираю на месте;
- отмерла верхушка — отмирают корни;
- умерли давно — умирает надежда;
- замерший — замирать;
4. пер-/пир-
- отпереть дом — отпирать калитку;
- отпереться от обвинений — отпираться всегда;
- запереть (ся) на ночь — запираю на засов;
- запер надолго — запираем дверь;
- сидеть взаперти;
- напереть (ся) — напираю всем телом;
- сильно упереться — упираюсь ногами;
- выпереть — выпирать отовсюду;
5. тер-/тир-
- стереть тряпкой — стирать постоянно;
- может стереться — стирается регулярно;
- растереть в порошок — растирать в ступке;
- обтереть лицо — обтираешь малыша;
- обтереться полотенцем — обтираться с ног до головы;
- натереть маслом — натирать мазью;
- протереть столешницу — протирать посуду;
- втереть крем — втирать очки;
6. блест-/блист-
- блестеть на солнце — блистать красноречием;
- блистательный ответ;
- заблестело стеклышко — заблистали огни;
- отблистать — отблески молний;
- проблески зари;
- блестящие способности;
- блистающий издалека;
7. жег-/жиг-
- разжёг костёр — разжигает печь;
- пережёг провод — пережигать;
- сжег дрова — сжигаешь в печи;
- зажег свечку — зажигать топку;
- прожег рубашку — прожигать жизнь;
- обжёг палец — обжигает край ленты;
- зажигалка;
- прижёг — прижигание;
- поджег — поджигатель;
8. стел-/стил-
- стелить постель;
- расстелить скатерть — расстилать кровать;
- постелить простыню;
- настелить пол — настилать доски;
- устелить травой — устилать ковром;
- перестелить — перестилать;
- подстилать солому — подстелить сено;
9. чет-/чит-
- счет — считать до десяти;
- пересчет доходов — пересчитать овец;
- отсчет времени — отсчитать немного;
- вычесть — вычитать одно число из другого;
- вычеты из зарплаты;
- выполнить вычитание;
- зачесть — получить зачёт;
- причитающийся ему.
Написание букв «а» и «о» перед согласными корня
В написании корней кас-/кос-, лаг-/лож-, скак-/скоч-, раст-/ращ-/рос- обратим внимание на конечный согласный корня.
В корне кас-/кос- пишется буква «о», если за ним находится буква «н». В остальных случаях в корне пишется буква «а»:
- коснуться, прикоснуться, прикосновение, прикоснись;
- касаться, прикасаться, касательный, касание, прикасание.
В корне лаг-/лож- пишется буква «а» перед согласным «г», а перед «ж» — буква «о»:
- полагать, излагать, слагать, слагаемое;
- сложить, положить, положение, изложить, изложение, обложной, сложа руки.
Чередование букв «а» и «о» в корне скак-/скоч- также связано с конечной согласной корня.
Убедимся в этом:
- скака́ть, скака́лка, скаку́н, поскаку́шка;
- вы́скочить, вы́скочка, перескочи́ть, отскочи́ть, заскочи́ть.
В корне раст-/ращ-/рос- выбор буквы «а» или «о» продиктован конечным согласными корня.
В корне раст-/ращ-/рос- буква «а» пишется перед согласными «ст» и «щ».
Сравним:
- расти, растение, отрасти, зарасти, прорастить, проращение;
- росла, отросли, выросли, заросли.
Использование онлайн-тренажеров
Существуют специальные интерактивные сервисы для тренировки написания корней с чередованием. Они помогут выработать устойчивые навыки.
Основные правила чередования гласных:
1. Чередование А — О в корне лаг — лож, кас — кос:
-
В корне лаг — лож пишется «а», если за корнем следует суффикс «а» (лагать), и «о», если суффикса нет (ложить). Пример: полагать — положить.
-
В корне кас — кос пишется «а«, если за корнем следует суффикс «а«, и «о«, если его нет. Пример: касаться — коснуться.
2. Чередование Е — И в корне бер — бир, дер — дир, тер — тир, мер — мир, пер — пир, стел — стил, жег — жиг:
- В этих корнях пишется «е», если нет суффикса «а», и «и», если он есть. Пример: заберу — забирать, растереть — растирать.
3. Чередование А — О в корнях зар — зор:
- Под ударением пишется «о«, без ударения — «а«. Пример: зорька — заря.
4. Чередование А — И в корнях мак — мок:
-
В корне мак пишется «а», если значение связано с погружением в жидкость. Пример: макать в воду.
-
В корне мок пишется «о», если речь идёт о состоянии, связанном с жидкостью. Пример: промокнуть под дождём.
5. Чередование О — А в корне гор — гар:
- Без ударения в корне пишется «о», под ударением — «а». Пример: загореть — гарь.
6. Чередование А — О в корне твор — твар:
- Под ударением пишется «о», без ударения — «а». Пример: творение — тварь.
Влияние ударения на чередование гласных
Под ударением пишется гласная а: гарь , загар .
Без ударения пишется гласная о: угореть , подгорелый .
Исключения: изгарь , выгарки , пригарь.
Аналогичное правило действует для корней -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-.
То есть, можно сформулировать правило:
- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением;
- без ударения пишется гласная о.
Рассмотрим несколько примеров для корней -гар-/-гор-:
- гарь, загар (под ударением а)
- подгореть, угореть (без ударения о)
Аналогично в корне -зар-/-зор-:
- заря, зарево (ударение на а)
- зоркий (без ударения зор)
В корне -клан-/-клон- под ударением пишем гласную по произношению:
- кланяться, поклон (слышим а)
Без ударения пишем о:
- поклонился, склонение
Зависимость правописания гар-гор от ударения
Итак, приступим к самому главному – когда в корне писать “а”, а когда – “о”? Выбор гласной зависит от ударения в слове. Правило такое:
- Если корень находится под ударением, пишем букву “а”.
- Если корень безударный, пишем “о”.
Проиллюстрируем это правило примерами:
СловоУдарениеОбъяснениезагарзагАрпод ударением – пишем АподгорелыйподгорЕлыйбез ударения – пишем ОугАрныйугАрныйпод ударением – пишем А
Таким образом, благодаря ударению мы всегда можем определить нужную гласную. А вот проверить ее ударением в корне гар-гор нельзя – написание зависит от ударения, но им не проверяется. Запомните это различие, оно важно.
4. Сложные случаи чередования “а”/”о”
Одним из наиболее трудных для правописания является чередование “а”/”о” в корнях правописание корней чередованием.
����� � ������������� �������� �/�
����������������������-/���-
���� �� ������ ������� ������� -�-, �� � ����� ������� �, ���� �������� ���, �� � ����� ������� �.
.�������� – ������.���-/���-�������� – ��������.����-/����-��������� – ���������.�����-/�����-�������� – ��������.���-/���-������� – �������.���-/���-������� – �������.���-/���-��������� – �������.���-/���-�������� – ��������.���-/���-
�������� – ������.
����������:���������, ��������, ����.
1) ����������� �/� � ������ ���-/���- ���������� ������ ��� ���� �� ���������� «������», «�������», «��������, ����� �����������» � �.�.
�������� – ��������, �������� – ��������.
� ������ � ������ ���- �� ��������� «���������� �����, ������» ������ ������� �.
���, ������, ��������.
� ������ � ������ ���- �� ��������� «������, ��������» ������ ������� �.
������, ��������, ��������� ������, ������.
2) ����������� �/� � ������ ���-/���- ���������� ������ ��� ���� �� ���������� «�������», «�������», «�������», «�������� �����, ����������» � �.�.
�������� – ��������, �������� – ��������, �������� – ��������.
� ������ � ������ ���- �� ��������� «�������� ��������, ���������» ������ ������� �.
6. Применение правил на практике
Для закрепления изученного материала важно научиться применять правила правописания корней чередованием при анализе и написании собственных текстов. Рассмотрим это подробнее.
Зависимость от наличия /отсутствия суффикса
На правописание корней -дир-/-дер-, -тир-/-тер, -мир-/мер-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел, -блист-/-блест-, -чит-/-чет-, бир-/-бер- влияет суффикс. Так, если за корневой морфемой стоит суффикс «а», то в корне необходимо писать «и». Если соответствующий суффикс отсутствует – «е».
К исключениям относятся две лексемы: сочетание, сочетать.
Примеры: задирать – задеру, вымирать – вымереть, отбирать – отберу, выпирать – выпереть, вытирать – вытереть, блистает – блестеть и т.д.
К этой же группе примыкает корень -кос-/-кас-. Если за ним следует «а», то и в корневой морфеме будет «а» (касается – коснулся).
Следует различать омонимичные корневые морфемы и отдельные буквосочетания, т.е. корни или сочетания букв, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют не похожее лексическое значение.
Например, слова: косец, косой, косичка, искоса, примерять, берёт, сумерки, усмирять, стилист и др.
Влияние конечной согласной корня
Рассмотрим влияние конечной согласной в корне на примере чередований -раст-/-рос-/-ращ-.
- На конце с пишем ос: водоросли
- На конце ст/щ пишем а: расти, ращение
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 110, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 207, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 38, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 73, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 85, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 131, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 171, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 254, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 17, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 36, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 15, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 41, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 42, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 251, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 265, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 293, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 106, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 467, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 517, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 560, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 719, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 274, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник, часть 1
Упражнение 364, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник, часть 1
Упражнение 219, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 223, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 225, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр. 116, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 188, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 204, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 317, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 600, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 46, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 223, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 224, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 303, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 419, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 165, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 228, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 111, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 113, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 134, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 384, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 493, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 521, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 525, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 12, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 23, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 34, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 55, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 108, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 144, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 196, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 254, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 362, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 22, Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
9 класс
Упражнение 160, Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
© budu5.com, 2024
Пользовательское соглашение
Copyright
Нашли ошибку?
Связаться с нами
Мы в социальных сетях:
Правописание зависит от последующего гласного
Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).
Правило достаточно простое: в корнях с чередованием “е – и” следует писать “и”, если после корня наблюдается суффикс “а”. Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:
- -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
- -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
- -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
- -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
- -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
- -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
- -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
- -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
- -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.
Также от последующего суффикса -а- зависит гласная “а” в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться.
Чередования в глагольных формах
Чередования согласных наблюдаются также в некоторых глагольных формах:
- кликать – клич
- вспахать – вспашка
- грех – грешный
Полный список таких глагольных чередований приведен в специальной таблице в этой статье.
2. Чередование гласных е/и в корне
Еще один распространенный случай чередования гласных в корне – чередование е/и. Здесь тоже есть свои закономерности.
Корни с чередованием от согласных
КореньПеред согласнымилаг-/лож-перед г — а, перед ж — ораст-/рос-перед ст — а, перед с — о
Здесь выбор гласной зависит от того, перед каким согласным находится корень.
Правописание зависит от ударения
Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву “о”. Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Также выбор в безударной позиции буквы “о” наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение. Исключение – слово утварь.
Пишется “о” в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение. Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон.
Букву “а” следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори. Исключения – зоревать, зорянка.
Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. “О” употребляется только в словах пловец, пловчиха, а слово плывун пишется вообще с “ы”.
Корни с чередованием “и”/”е” от суффикса -а-:
бер-/бир-, дер-/дир-, пер-/пир-, тер-/тир-, стел-/стил- и др.
С суффиксом -а- пишем “и”: собирать, подтирать, застилать.
Без суффикса -а- пишем “е”: соберу, подотру, застелю.
Корни с чередованием г/ж, з/ж, д/ж и др.
Во многих корнях происходит исторически обусловленная смена г на ж, з на ж, д на ж:
- друг – дружба – друзья
- возразить – возражение
- морозить – мороженое
Полный список таких чередований согласных приведен в специальной таблице в этой статье.
Как не спутать чередующиеся корни с проверяемыми и непроверяемыми
Чтобы не ошибиться, когда пишется безударный гласный в корнях с чередованием А-О, необходимо убедиться, что чередование присутствует. Встречаются слова, где есть в морфемах такое же сочетание букв. Например, в слове роса, корень -рос-, но как бы мы ни изменяли слово: росинка, росистый, согласный после корня не изменится. К тому же, у него совсем другое значение, никак не связанное со значением корней с чередованием -раст-, -ращ-, -рос- (расти).
Поэтому правописание гласной в этом слове проверяется подбором однокоренного слова.
Выбирая правила, необходимо выделить корень, чтобы убедиться, что его состав именно такой, как указано в правиле. Например, в слове роскошь, несмотря на то, что сочетание букв в корне РОС, это не корень. Корнем будет всё слово роскошь, поэтому здесь нет чередующихся гласных.