Задолженность по отмененным налогам

  • PDF
  • Печать
  • E-mail

 Задолженность по отмененным налогам

Задолженность по отмененным налогамНа рассмотрение в Госдуму поступил законопроект о возможности списания задолженности по отмененным налогам. На данный момент сумма средств, не поступивших в бюджет, огромна. Мы узнали почему налоговикам пришлось отказаться от взыскания этих денег.

В Госдуму на рассмотрение поступил законопроект «О внесении изменений в пункт 3 статьи 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», который предлагает наделить власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований правом списывать задолженность по отмененным налогам и сборам, подлежащим зачислению в соответствующие бюджеты. Речь идет о платежах, которые были ликвидированы с 1999 года, к ним относятся: налог на имущество предприятий, налог с продаж, сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на благоустройство территорий, содержание милиции и прочие сборы. Если документ будет утвержден, региональные и муниципальные власти будут вправе самостоятельно разработать условия списания долгов перед бюджетом.

Тупиковая ситуация

Задолженность по отмененным налогам и сборам, образовавшаяся в период их действия, числится за организациями по настоящее время. Отсутствие правовой основы у регионов для признания суммы безнадежной к взысканию и списания недоимки не позволяет «очистить» бюджет от сумм, которые просто зависли в базах данных и портят жизнь чиновникам и сотрудникам фирм. Цифра задолженности предпринимателей перед государством огромна, но она как «груша, которую нельзя скушать». Все понимают, что в государственный карман эти деньги уже никогда не попадут. Тому есть масса причин.

Одна из них кроется в том, что налоговики, несмотря на внушительность долга, не могут взыскать эти деньги с организаций. Так как у инспекторов есть установленный законодательством трехлетний срок, в течение которого они имеют право требовать уплаты налогов с компании. Но и простить задолженность невозможно. Признание недоимки, а также пени и штрафа безнадежными к взысканию регулируется статьей 59 НК, которая содержит лишь несколько случаев, позволяющих списать сумму:

1. Ликвидация организации в соответствии с законодательством;

2. Признание банкротом компании или индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

3. Смерть физического лица или объявление его умершим;

4. Принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

5. Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Сегодня проблема состоит еще и в том, что законодательством установлен трехлетний срок, в течение которого инспекция имеет право подать в суд и предъявить требования к налогоплательщику о взыскании с него задолженности по имеющимся обязательствам. Такое ограничение мешает сотрудникам ФНС вернуть деньги сейчас, которые организации не уплатили в бюджет ранее. Если же увеличить срок исковой давности, суды окажутся заваленными делами «давно минувших дней». И это как раз тот случай, когда списать средства легче, чем добиваться их уплаты, так как сумма каждой отдельно взятой недоимки невелика, а попытки судебного решения проблемы означают дополнительные затраты, которые понесет государство. И размер судебных издержек может превысить суммы долга. К этому стоит прибавить тот факт, что долги, которые сейчас планируется списать, возникли в результате ошибок ФНС, из-за чего их не удалось взыскать своевременно. Поэтому Министерство финансов поддерживает идею списать долги, считая ее рациональной и своевременной.

Реальная помеха


Казалось бы, чем мешает организации некая сумма долга, которую никто не может взыскать. Платить эти деньги уже не придется, остается забыть о неприятном инциденте и жить дальше. Однако это не так. Продемонстрировать добросовестность компании и своевременность уплаты налогов необходимо при заключении важного контракта, получении кредита в банке, участии в государственных и муниципальных торгах. Также переход из одной инспекции в другую невозможно сделать без справки о состоянии расчетов с бюджетом. Но пытаться доказать инспекторам то, что списать отмененный налог необходимо, практически невозможно.

Довольно распространен случай, когда на лицевом счете налогоплательщика числится недоимка, однако срок для ее взыскания истек, инспекция не спешит вносить коррективы в свои документы. Порядок ведения лицевых счетов налогоплательщиков установлен приказом ФНС России от 16.03.07 № ММ-3-10/138@. В нем нет положения, согласно которому недоимка, срок взыскания которой пропущен, должна списываться. Таким образом, долг будет фигурировать в справке о состоянии расчетов с бюджетом (форма утверждена приказом ФНС России от 23.05.05 № ММ-3-19/206@).

Запасной выход

Если чиновники не примут спасительный документ, компаниям придется самостоятельно избавляться от записей о долге. Добиться этого без обращения в суд практически невозможно, хотя в статье 59 НК прямо говорится, что недоимка, взыскание которой невозможно по юридическим основаниям, признается безнадежной и должна списываться. Однако инспекторы не применяют данную норму, ссылаясь на положение этой же статьи 59 НК о том, что порядок признания долга безнадежным по федеральным налогам определяется Правительством РФ. В настоящее время такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 12.02.01 № 100. И в этом документе не говорится о задолженности, взыскание которой невозможно по юридическим причинам.

Бесполезно подавать заявление с требованием исключить задолженность с лицевого счета, поскольку в 2005 году Президиум ВАС РФ пришел выводу, что сама по себе запись о наличии недоимки не нарушает права налогоплательщика (постановление от 11.05.05 № 16507/04). Поэтому суд не удовлетворит подобное заявление (см. также определение ВАС РФ от 12.08.09 № ВАС-9893/09).

Из существующих на сегодняшний день способов избавиться от записи о долге можно использовать справку из инспекции, в которой упоминается «просроченная» недоимка и письменно потребовать внести в эту бумагу отметку о невозможности взыскания долга. Если ФНС ответит отказом или в течение месяца не отреагирует, то у компании есть все основания обратиться в суд, чтобы обжаловать бездействие чиновников. В заявлении необходимо указать, что отсутствие в справке сведений о том, что ФНС утратила возможность взыскать задолженность, нарушает право налогоплательщика на получение достоверной информации (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.09 № 4381/09).

Еще одна опасность долга заключается в том, что ФНС может самостоятельно зачесть образовавшуюся у компании переплату по налогам в счет «зависшей» недоимки. В этой ситуации в суд подается заявление о признании недействительным решения о проведении зачета. Сделать это можно в течение трех месяцев с момента получения копии решения, вынесенного фискальными органами (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Законопроект, в котором предлагается списать долги по отмененным налогам, действительно, появился своевременно. Если он не будет принят, специалистам организаций придется самостоятельно устранять задолженность, но на это уйдет больше времени, в том числе и у самих чиновников.

Юлия Мешкова, генеральный директор юридического бюро «Виртус-Лекс»

Источник: Расчет

Полезная информация:




(1 Проголосовало)

Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

Обновлено 15.03.2012 18:09

 
Баннер

Кто на сайте

Сейчас 47 гостей онлайн

Погода

Яндекс.Погода

Задать вопрос

LiveZilla Live Help

Налоговые новости

Письмо Минфина России от 11.03.2012 г. № 03−07−08/68 «О заполнении счетов-фактур»

В связи с вашим письмом по вопросу указания наименования валюты в  счетах-фактурах, составленных по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Актуальные статьи

Самые важные поправки по НДС

Чем поможет эта статья: Вы узнаете, когда именно можно начать применять новые правила по НДС. Например, можно ли рассчитывать налог по-новому в отношении сделок, заключенных еще в III квартале.
От чего убережет: Начав применять изменения своевременно, вы избежите штрафов